Цель: развить и раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний.
«Пусть в дошкольном возрасте ребенок будет фантазером,
а уж умным он станет.
Вначале сделайте его волшебником,
а ум и мудрость придут к нему,
как в сказке, и как в жизни с годами.
Да здравствуют умные волшебники!!!»
Е.Е. Кравцова
Содержание обучения развивает в детях только одну сторону – исполнительские особенности, а более сложная сторона – творческие способности ребенка отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком достаточно было, быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Творческая деятельность сталкивается с большими трудностями, преодолевая которые, дети чувствуют радость преодоления, радость открытия. Наша жизнь становится разнообразней и сложнее во всех ее проявлениях; и чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению задач, благодаря воображению человек планирует свою деятельность, творит, познает окружающий мир.
Исследования показывают, что творческая активность детей в процессе обучения падает (А.А. Мелик-Пашаев 1998, Максимова С.В. 2001, Туник Е.Е. 2004, А. Грецов 2006). Получается, что современная система образования не только не развивает, но подавляет творческие задатки ребенка. Исследования также показывают, что творческая активность у детей с высоким, но нереализованным творческим потенциалом не только угасает, но может направляться в асоциальное русло, приводя к школьной, а впоследствии социальной дезадаптации (Максимова С.В. 2001, Н. Голланд 2003)
Творчество ученые рассматривают, как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира – природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создается, то чего раньше не существовало. С этой позиции говорить о творчестве детей, казалось бы, не имеет смысла, поскольку дети не могут создавать ничего объективно и принципиально нового. И тем не менее отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.А. Витлугина – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение этому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков или конструкций. Когда ребенок еще мал, он изначально обладает яркими творческими возможностями, но это своего рода, первичная креативность. Он рисует голубую траву и розовое небо просто потому, что не знает, что трава всегда зеленая, а небо – голубое. Весь мир еще очень нов для него, и поэтому он еще не знает «как это бывает». Но вот ребенок развивается, приобретает опыт (много, узнал, услышал, увидел) и он расстается с этой наивной креативностью. На смену должна прийти другая, более зрелая, суть которой не в отсутствии опыта, а в его преодолении, в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла, что требует целенаправленных педагогических воздействий.
Творческий потенциал можно определить как поле видимых, но еще не реализованных возможностей, идей, гипотез.
А Творческую самореализованность – как способность порождать идеи, так и способность их воплощать.
Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребенка. Развивать творческую личность может только педагог, сам не чуждый творчеству. Самый верный путь развития у детей творчества и творческого потенциала – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность, поскольку:
Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребенка. Развивать творческую личность может только педагог, сам не чуждый творчеству. Самый верный путь развития у детей творчества и творческого потенциала – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность, поскольку:
- она основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декоративно-художественное оформление). Кроме того, ребенок воспринимает окружающий мир синкретически;
- близка к игре – наиболее доступной деятельности в дошкольном детстве, вместе с сюжетно-ролевыми играми имеет общую основу, являясь одним из видов творческих игр.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Значение театральной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки(имитация движений различных животных). Кроме того занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.
С целью определения, уровня развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте декабре 2011г. мною была проведена диагностика. Для исследования были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова. (Приложение 1)
С помощью этих методик составила оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям.
Критерий диагностики:
- Реализм воображения;
- Умение видеть целое раньше частей;
- Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений;
- Детское экспериментирование.
Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.
Проведя диагностику, увидела следующие результаты:
- Развитие реализма воображения у 66,5% детей находится на низком уровне, и у 33,5% детей - среднем.
- Развитие такой способности, как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 61%детей - на низком уровне, у 39% - на среднем уровне.
- Способность видеть целое раньше частей у 42,8% детей показали результат на низком уровне, на среднем уровне 42,8% и у 9,5% детей, на высоком уровне. (Приложение №2)
Дети столкнулись с большими трудностями, при выполнении заданий: методика «Солнце в комнате» - 14 детей из 21 испытывали трудность исправить картинку, а дети, которые исправляли, были не уверены в своем решении.
Методика «Складная картинка» - при складывании картинки 7 детей не смогли сохранить целостность изображения, 14 детей с трудом ответили на вопрос: «Что станет с уткой, если я сложу картинку вот так?»
Методика «Как спасти зайку?», на вопрос:- «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика? - 6 детей пытались использовать предметы в готовом виде; 10 пытались использовать предметы так же в готовом виде, но преобразуя с элементами простейшего символизма (палка- бревно); у 5 детей, находящихся на высоком уровне имеет место установка на преобразование наличного предметного материала (из листа кораблик), что свидетельствует о характере творческих решений.
Сделала вывод: у каждого ребенка есть творческий потенциал, но его нужно развивать.
Исходя из этого, поставила перед собой цель: «Развить творческий потенциал детей, через театральную деятельность»
Для достижения цели определила, следующие задачи:
- Активизировать творческое отношение к миру, к себе лично, через разные виды деятельности – театральную деятельность, изобразительную деятельность, конструирование, художественный труд, музыка. Учить самостоятельно находить способы образной выразительности.
- Развивать специальные игровые умения – с позиции «зритель», «артист», «режиссер», «декоратор»; чувство партнерства.
- Воспитывать у детей уважение к искусству, как к очень ценному общественно- признанному делу.
Для того чтобы решить выше изложенные задачи, необходимо создать условия для развития творческого потенциала у детей, через театральную деятельность:
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей, через театральную деятельность.
Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
- Разные виды театров
- Ширмы
- Музыкальный уголок
- Уголок ряженья
Второе условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. У ребенка закатился далеко под шкафчик мяч. Мы не должны спешить достать ему эту игрушку, если ребенок может решить эту задачу сам.
- «Театральная пятница»
- Игровая деятельность
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
- Свободная деятельность детей;
- Освоение ролей – зритель, гример, декоратор, режиссер;
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.
Пятое условие комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
- Ежедневная традиция в группе «Сказка приходи»
- Свободное время для игр.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Для того, чтобы решить поставленные мною задачи, свою работу разбила на этапы:
Подготовительный этап:
- Подбор методической литературы;
- Подобрала и адаптировала диагностику универсальных творческих способностей у детей В. Сальниковой и В. Кудрявцевой;
- Составила мини-тест для родителей «Помогаете ли вы развиваться ребенку творчески?»;
- Подбор игр для картотеки для развития творческих способностей у детей;
- Организация семейного клуба «Колобок»;
- Разработка проекта предметно-развивающей среды групповой комнаты и спальни.
Основной этап
Или этап реализации: театральная деятельность является важнейшим средством развития в детях эмпатии (условий для совместной деятельности), творческих способностей. Театральная деятельность способствует обретению новых знаний и умений, навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое место. Эффективна она и для самореализации каждого и взаимообогащения всех: взрослые и дети выступают, как равноправные партнеры. На протяжении двух лет я работала в этом направлении. За это время накоплен немалый опыт. В нашем детском саду нет театральной студии, поэтому вся театральная деятельность осуществляется в группе. Театрально-игровая деятельность проявляется в трех направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибуты).
На протяжении 1,5 лет я работала в этом направлении. За это время мною накоплен немалый опыт.
Совместная работа с родителями.
Провели родительское собрание «Развитие творчества у детей, через театральную деятельность». Родителям рассказали, что такое творчество, для чего нужно развивать его у детей, какие нужно создать условия для успешного развития творческой личности, познакомили с результатами диагностики (не называя имен). Показали проект развивающей среды групповой комнаты и спальни, где родители внесли свои изменения: мама Влады Косотуровой и Игоря Симбирского, посоветовавшись, внесли предложение перенести уголок уединения и уголок «В гостях у сказки» в спальню, на их взгляд это наиболее благоприятное место для отдыха и самостоятельных игр детей в театральном уголке. Со стороны родителей была оказана финансовая помощь, для того, чтобы воплотить наш проект. Составили план посещений родителями «Театральных пятниц», некоторые родители в силу своей занятости не могли посещать такие мероприятия, поэтому предложили помощь в оформлении декораций, костюмов, атрибутов. А мама Павловой Алины, будучи в декретном отпуске предложила свое участие в подготовке и проведении «Театральных пятниц», утренников, развлечений. Не все родители с большим желанием стали с нами сотрудничать, были и такие которые отмалчивались, может быть, не понимая всей сути деятельности. Но уже в процессе, когда они видели, как другие дети с гордостью показывают совместные работы с родителями, стали подключаться.
Работа с детьми.
Уделяла большое внимание развитию воображения и фантазии. Сначала детям предлагала придумать к знакомой сказке свое начало, середину, конец. Затем стало интересно превращаться в «сказочников» и придумывать свои сказки.
После, я заметила, что некоторые дети по своей инициативе стали инсценировать свои произведения, используя для этого, не готовые куклы и ширмы, а кукол сделанных из глины, на занятии лепка, а вместо декораций и ширмы использовали макеты, так же сделанных их руками, на занятиях по художественному труду, ширмой служили платки, шарфы из уголка ряженья.
Здесь и зародился детско-взрослый проект «Сказка своими руками»
Дети, уже не подгруппа, а все стремились сочинить свою сказку. Затем листая детские журналы «Колобок», «Коллекция идей», мы вместе принимали решение, как и из чего мы можем сделать кукол, декорации, ширму.
Вот, к примеру: Когда мы придумывали сказку на тему «Цирк», Данил Литвинцев придумал сказку «Веселый клоун». Детям очень понравилась сказка Данила и закрутилась карусель поиска. Из чего сделаем кукол? Какой будет декорация? Афиша? Ширма? Кого пригласим на премьеру? В группе после праздника 8 марта висело много шаров. Дима Иванов сказал: «А вот театра из воздушных шаров, наверное, не бывает»
«А у нас будет!» - поддержала я.
Как у детей горели глаза, когда они воздушные шары превращали в героев сказки. В ход шло все бумага, нитки, поролон, картон, фольга. Вместо декораций использовать решили домик-палатку. А ширма, какая будет? А Семен сказал,- «Вот дома мы устраиваем представления и вместо ширмы мама достает, мою простыню» Мы решили, что и у нас может вместо ширмы послужить простынь с кровати именинника. Затем Данил рассказал сказку еще раз, я ее записала. Дети распределили роли: Лера – сделала грустную девочку, Дима – веселого клоуна, а все остальные дети друзей клоуна. Все хотели быть артистами в таком необычном спектакле. Поручила семье Козловых сделать дома афишу. А семье Михайлюк подобрать музыку. На премьеру спектакля в пятницу пригласили в качестве зрителей родителей. Все были довольны, родители аплодировали, а у детей не сходила с лица улыбка. Таким же образом у нас родилось очень много авторских сказок и кукол сделанных своими руками: «Пластелиновый театр», «Театр трафаретик», «Театр смешариков», «Театр оригами», «Театр головастиков», «Театр поролончик», «Театр волшебная коробочка», «Театр глиняных фигур», «Театр прищепка», «Театр магнитик» (это круглые магниты разной величины, разного цвета- предметы заместители или фигурки сделанных детьми в свободное время из гипса).
Также использовала в работе с детьми разные игры, этюды для развития творческих способностей: на прогулках, занятиях, в свободное время, в индивидуальной работе с детьми.
Значительным достижением в развитии творческой личности является участие в городском детском фестивале театрального творчества в 2009 году. Участвовали в районном форуме детских исследовательских работ «Мир вокруг нас», с детским проектом «Сказка своими руками». Дети были награждены грамотой и дипломом.
В детский сад приезжают театры из разных городов, посмотрев спектакль, мы с детьми обязательно общаемся с артистами. Дети задают вопросы: Как стать настоящим артистом?
Мы с ребятами часто посещаем детскую библиотеку. Эти посещения всегда превращаются в праздник книги: дети превращаются в своих литературных героев. Литературные развлечения в библиотеке всегда связаны с произведениями, которые мы брали в библиотеке читать детям. Мы рассматривали иллюстрации, дома с родителями рисовали рисунки, делали коллажи для выставки в группе, делали маски для небольших постановок. Такая подготовка к празднику уже способствует приобщению детей к книге, поддерживает интерес к сказкам. Праздник всегда заканчивался тем, что мы находили новые книги, которые мы будем читать в течение следующего месяца.
Есть у нас еще одна традиция, сочинять сказки дома вместе с родителями. Дети приносят в группу свои придуманные дома сказки с рисунками и помещают их в «Книгу сказок», а некоторые дети решили сделать дома свои книжки-малышки. И для детей нет большего удовольствия, чем слушать и разыгрывать свои незатейливые истории. Систематически перечитываем сказки. Каждый ревностно следит за тем, чтобы его сказка была прочитана, комментируют процесс сочинения сказки дома, все готовы многократно показать спектакли по своим произведениям. Неоднократно приглашали для просмотра малышей. Наши дети «артисты», чувствуют себя настоящими мастерами.
В старшей группе очень интересно проходили спектакли, подготовленные силами детей и родителей по русским народным сказкам, где одну и ту же роль исполняли взрослый и ребенок. Например, в сказке «Теремок» - два комара – большой и маленький, две лягушки, два медведя…Слова застенчивые дети произносили вместе с мамой или папой, чтобы ребенок в дальнейшем не стеснялся и чувствовал себя уверенно.
В утреннее и вечернее время некоторые мамы, общаясь между собой, делились впечатлениями о том, как весело они провели в кругу семьи выходной день или вечер, играя всей семьей в театр, с каким восторгом они рассказывали о своем ребенке, как исполнил роль волка дедушка, какие костюмы они для этого использовали. Некоторые обсуждали, какую книгу, журнал они приобрели с информацией о театральной деятельности в семье.
И у нас с Натальей Николаевной появилась идея, организовать родительский клуб «Колобок», где родители могли бы не только поделиться между собой информацией и опытом, но и мы педагоги могли оказать помощь в информировании по этой теме.
Чтобы объединить детей и родителей мы организовали в группе «Семейный театр». Предложили родителям играть роли вместе с детьми. Реакция была разная: кто-то скромно промолчал, кто-то сделал удивленные глаза. Но были и те, кто решился участвовать в спектаклях вместе с детьми. Новое дело всегда начинается трудно. Но среди наших мам и пап появились настоящие энтузиасты. В семье Косотуровых, например, выбрали сказку для постановки («Красная шапочка») и участвовали все – мама, тетя, брат, бабушка (игра-драматизация).
И конечно родители помогают нам в изготовлении костюмов, атрибутов. Например, папа Гизитдинова Эрика сказал, что на сцену он не выйдет, талант в детстве не развили, но включить и выключить музыку он согласен.
О предстоящих семейных спектаклях, сообщают театральные афиши. Их делают родители дома с детьми и вывешивают в раздевалке. Также традицией стало выпуск семейной газеты «В гостях у сказки».
В апреле 2013 года мы организовали фестиваль семейных театров. Возможно, кому-то наш праздник мог показаться простеньким и слишком коротким, но для нас он стал огромной победой. Когда мы предложили родителям провести фестиваль, было чувство, что нас не слышат. Но шаг за шагом – лед стал таять. Первыми откликнулись на наше предложение семьи – Павловых, Гизитдиновых, Косотуровых – это самые активные наши помощники. Они объединились и выбрали сказку для постановки, распределили роли.
И пошли в приемной разговоры о репетициях, костюмах, сценарных решениях. Оказалось разговоры эти чрезвычайно заразительны, не успели мы оглянуться, как в работу оказались втянуты и другие семьи. Они шепотом, по секрету, строили свои планы, договаривались, когда нужно прийти за ребенком в детский сад, чтобы встретиться. А дети с восторгом рассказывали, как в выходной день ходили друг к другу в гости, репетировать. Через какое-то время приемная стала заполняться афишами.
Настала неделя праздника. По вечерам мы целую неделю смотрели премьеры. Оказалось, что как дети, так и мамы и папы в нашей группе творческие личности. Все просмотренные нами спектакли были придуманы родителями и детьми, атрибуты и декорации сделаны совместно. И пусть в нашем театре нет сцены, световых эффектов, но зато аплодисменты и смех были самыми настоящими.
А в организации этих ярких творческих дел, выступаем конечно же мы, педагоги нашей группы. Мы стремимся сделать жизнь воспитанников содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Участвовала в педсовете на тему: «Театр как синтез всех видов искусств», где подготовила и провела с педагогами интегрированное занятие «Сказочный образ Бабы Яги», разработала методические рекомендации для воспитателей «Работа со сказкой», использовала разнообразные игры, этюды на занятиях и в свободной деятельности детей.
Заключительный этап
Провела диагностику, оформила книгу «Сказка своими руками», совместно с родителями оформили альбом «Книга сказок», обобщила опыт поданной теме, подготовила ряд консультаций для воспитателей
Для того чтобы увидеть результат своей работы провела повторную диагностику 20 апреля 2013 г. и увидела, что уровень развития творчества у детей вырос:
- Развитие реализма воображения у 19% детей находится, на низком уровне, у 61% детей – на среднем, а на высоком уровне у 14%.
- Развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 9%детей - на низком уровне, у 28% - на среднем уровне, и 61% детей - на высоком.
- Способность видеть целое раньше частей у 9,5% детей развита на низком уровне, на среднем уровне у 57% детей, на высоком 33%. Анализируя полученные результаты увидела:
- реализация воображения - низкий уровень снизился на 47%; средний уровень вырос на 27%, а высокий уровень стал – 14%
- умение видеть целое раньше частей – низкий уровень снизился на – 23,5%, средний уровень вырос на 9%, а высокий уровень стал – 33%
- надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – низкий уровень снизился на 33%, средний уровень вырос на 14%, высокий уровень стал 51,5%
Исходя из этого:
Сделала вывод, что творческий потенциал есть у каждого ребенка, его можно и необходимо развивать и самый оптимальный вид деятельности для этого театральная деятельность. Моя работа показала возможность развития, поэтому на следующем этапе моей работы я постараюсь начать эту работу с детьми более раннего возраста.
Приложение1
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей.
(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
1. Методика" Солнце в комнате"
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Педагог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных:
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
Низкий уровень: Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
Средний уровень: Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
Высокий уровень: Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации), "Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д. -5 баллов.
2. Методика "Складная картинка"
Основание: Умение видеть целое раньше частей.
Цель: Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал: Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 \ 15 см).
Инструкция к проведению:
Педагог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".
Обработка данных:
В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего - 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
Низкий уровень: Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.
Средний уровень: Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.
Высокий уровень: Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео-бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведения.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Высокий уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка - 1 балл.
Средний уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла.
Низкий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла.
4. Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15\15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится, на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных:
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка, называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.