Войти / Зарегистрироваться

Техника мозаики и витража в компьютерной графикке

Получить свидетельство
Автор: Медведева Оксана Николаевна

«Я услышал и забыл, увидел и запомнил…
Я сделал и понял!»
Цели урока:
Образовательные:
  • сформировать у учащихся представления о том, что такое мозаика, витраж, о материалах, используемых для их изготовления;
  • познакомить учащихся с последовательностью работы в технике мозаика, витража с использованием  возможностей графического редактора «Paint». 
Развивающие:
  • развить творческую фантазию;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся такие как  (сравнение, анализ, обобщение);
  • развить сенсорные способности учащихся (глазомер, точность различения цвета и формы);
  • сформировать познавательные интересы учащихся к предмету информатика и ИКТ. 
Воспитательные:
  • создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
  • способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам). 
Оборудование:
  • мультимедийная техника;
  • компьютеры.
 Дидактическое обеспечение:
  • рисунки;
  • репродукции;
  • плакаты;
  • образцы работ;
  • презентация. 
Методы обучения:
  • проблемный;
  • объяснительно-иллюстативный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
  • фронтальная;
  • индивидуальная.
Работа с понятиями: витраж, мозаика. 
Тип занятия: комбинированный.
 
Ход занятия
 
Организационный момент
  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку;
  • запись в тетради числа и темы урока.
 
I. Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос) 
Вопрос:
  1. Что такое мозаика?
Ответ:
Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова).
 
Вопрос:
1. Что такое витраж? 
Ответ:
Витражи – это произведения, выполненные из разноцветного стекла, скреплённого свинцовыми полосками, или картины, написанные на стекле прозрачными красками. 
Вопрос:
2. Назовите два типа компьютерного изображения? 
Ответ:
Растровое и векторное.
II.  Изложение нового материала: (в форме мини-лекции)
Учитель рассказывает, что мозаика (фр. – mosaique; итал. – mozaico). Древние римляне называли эту технику «opus musivum» – «сложенный из кусочков». Это – вид монументальной живописи: узор, изображение выполняются из однородных или различных по материалу частиц: камня, смальты, гальки и т.д. В древности мозаика процветала у греков и римлян, а в средних веках – в Византии и Италии, откуда распространилась по всей Европе.
Мозаика составляется из мелкоразмерных или более крупных частей материала, подобранных по рисунку, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных между собой и с грунтом вяжущим веществом. При ее создании учитываются эффекты, возникающие на расстоянии из-за оптического смешения цветов отдельных частиц и положения кубиков под наклоном по отношению к источнику света и друг к другу. Обычно мозаика используется для украшения зданий.
Учащимся предлагается записать понятие в тетрадь.
Учитель переходит к следующему вопросу: История развития мозаики.
Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки. Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера – пол.
Величайшего расцвета мозаичная техника достигла в Византийской империи, где в период с IV по XIV век мозаикой украшались огромные соборы, усыпальницы и др. Византийскую мозаику от римской отличают более мелкий модуль камней и более деликатная кладка. Используются совершенно другие приемы в кладке ликов, одежды, обилие золотого фона, имеющего вполне конкретное богословское осмысление. Величественный, прекрасный дух этих мозаик передается даже на маленьком фрагменте, отражая атмосферу благоговения и тишины храма.
Лучше всего сохранились мозаики Равенны — го­рода на севере Италии, в VI в. центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаич­ные росписи церкви Сан Витале. Потоки света, лью­щего из купола и арочных проемов галерей, заставля­ют мозаики загораться неземным блеском. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой!
Спустя много ве­ков в Равенне побывал поэт А. А. Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках. 
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик...
На Руси мозаика появилась после принятия христианства, с X века, но не стала распространенной техникой из-за дороговизны материала – смальту приходилось привозить из-за моря, так как в России ее делать не умели. Сохранились мозаики в церкви Святой Софии и в Михайло-Златоверхом монастыре Киева. После татарского нашествия мозаичные полотна не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена.
Возрождением мозаики занялся в XVIII в. М.В. Ломоносов. Он организовал целую фабрику для изготовления смальты, опытным путем создал рецепты для ее варки. Известна мозаика Ломоносова «Полтавская Битва». Позже, в XIX веке, были созданы такие памятники мозаичного искусства как Исаакиевский собор, храм Спаса на Крови в Петербурге и другие. Все эти работы создавались в стиле академической живописи и напоминают мозаику лишь по материалу, а не особым, отличным от живописного, языком. В России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. На Урале по мере расширения добычи камня появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д.
Показ слайдов о мозаике.
Учитель продолжает объяснение:
витраж, изображение в котором составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. Витражи были не только живописным украшением интерьеров, они выполняли роль окон и служили основным источником света в готи­ческих соборах.
В искусстве витражей в полной мере проявилось торжество све­та и цвета. Свет, проникая в храм, играет, переливается, вибрирует всеми цветами на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих дей­ствительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мо­тив многолистника.
Учащимся предлагается записать понятие в тетрадь.
Учитель переходит к следующему вопросу: История развития витражей.
Создание витражей — трудоемкий и сложный процесс, требую­щий от мастеров немало усилий и времени. Но производимый витра­жами эффект в полной мере оправдывал труды и старания их созда­телей, так как помогал зрителю настроиться на возвышенный лад, проникнуться ощущением торжественности.
До нашего времени дошло немало витражей Сред­невековья конца XII—XIV вв. Один из самых величе­ственных и прекрасных витражных ансамблей нахо­дится в Шартрском соборе. В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младен­цем Христом на коленях. Не менее известны витражи во французском городе Бурже, в церкви Сент-Шапель в Париже и в знаменитом соборе Нотр-Дам. Главное внимание витражные художники уделяют волшебному со­четанию сияющих и интенсивных красок, создающему яркий и вы­разительный декоративный эффект. Наряду с традиционными биб­лейскими сюжетами нередко используются и простые жанровые мотивы. Витражное искусство, как и готическая скульптура, и только выполняло чисто декоративную роль, но и служило просвещению молящихся.
Показ слайдов о витражах. 
Учитель рассказывает о растровых графических изображениях, формирующихся в процессе преобразования графической информации из аналоговой формы в цифровую. Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определённое положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении. Пиксель – минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом. Качество растрового изображения зависит от размера изображения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количество цветов, которые можно задать для каждого пикселя. Растровые изображения  очень чувствительны к масштабированию, теряется качество изображения, теряется различимость мелких деталей, при увеличении изображения появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооружённым глазом. Файлы, хранящие растровые изображения имеют большой информационный объём.
Учащимся предлагается записать понятие в тетрадь.
Показ слайдов о растровой графике. 
Учитель рассказывает о векторных графических изображениях, являющихся оптимальным средством хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы и пр.), для которых имеет значение сохранение четких и ясных контуров. Векторные изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и пр.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул. Например, графический примитив точка задается своими координатами (X, Y), линия – координатами начала (X1, Y1) и конца (X2, Y2) и так далее. Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные изображения, имеют сравнительно небольшой объём. Векторные графические изображения при увеличении и уменьшении не теряют качество изображения. 
Учащимся предлагается записать понятие в тетрадь. 
Показ слайдов о векторной графике.
III.  Закрепление изученного материала   (в форме практической работы) 
Практическая работа 
Вводный инструктаж
  • Выбор техники создания рисунка – мозаика  или витраж.
  • Выдача набросков – рисунков.
  • Ознакомление с последовательностью выполнения. (Показ слайдов).
Вопрос учащимся:
  • Какие основные инструментальные возможности графического редактора «Paint» будем использовать:
Ответ:
Построение рамки.
Вопрос учащимся:
  • Какие основные команды графического редактора «Paint» будем использовать:
Ответ:
«Правка» - «копировать»;
«Правка» - «вставить»;
«Рисунок» - «отразить – повернуть».
Текущий инструктаж (рекомендации для учащихся к выполнению практической работы) 
Учитель поясняет как выполнить:
  • Деление рисунка на части.
  • Сложить рисунок из  разноцветных кусочков.
  • Использовать палитру, заливку, строку меню для изменения цвета:
Учитель предупреждает учащихся о возможных ошибках и затруднениях при выполнении  практической работы. 
Задание:
по итогам практической работы учащимся необходимо:
  • записать в тетради последовательность выполнения мозаичной или витражной картины;
  • проверить и устранить ошибки;
  • коллективно просмотреть и обсудить работы учащихся. 
Физкультминутка 
Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6 повторить 1-2 раза (через 15-20 мин). 
Целевые обходы
  • Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
  • Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций.
  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
  • Рационального использования учебного времени учащимися.
Подведение итогов
  1. Учитель анализирует выполнение практической работы учащимися.
  2. Интересуется и закрепляет изученный материал по вопросам:
  • Что нового узнали?
  • Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?
  1. Оценивает работу учащихся на уроке.
IV. Домашнее задание
В качестве домашнего задания предлагается учащимся:
  • создать эскиз рисунка в технике мозаика и витража на тему «Натюрморт» с детальной прорисовкой;
  • передать объём более мелкими составляющими частичками;
  • тщательно подобрать цвета.
СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Данилова Г.И. МХК. От истоков до XVII века: учеб.для 10 кл. – 3-е изд., Стереотип – М.: Дрофа, 2006, стр.138-139; 166-167.
  2. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005.
  3. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.
  4. Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  5. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  6. Источники: Art-Mosaic, словарь Брокгауза и Эфрона.
Сайт в сети Internet
1. http://www.grafika-online.com/ – сайт о компьютерной графике

Похожие публикации