Войти / Зарегистрироваться

Программа развлечения детей среднего дошкольного возраста «Волшебные звуки»

Получить свидетельство
Автор: Дудина Надежда Александровна

Восприятие мира маленьким ребёнком во многом сродни тому, как его воспринимал древний человек. Поэтому знакомить малыша с культурными реалиями можно, моделируя их возникновения. Такой подход позволяет ребёнку пережить участие в создании, творении культуры и впоследствии облегчает её понимание и присвоение. Это и подтолкнуло известного композитора и педагога Карла Орфа в начале ХХ века ввести в систему  музыкального воспитания « уроки» создания самодельных музыкальных инструментов. Сегодня многие педагоги России по крупицам собирают опыт работы Карла Орфа, в которой он использует не только классические композиции, но и элементарную музыку- это игра со звуками окружающего мира и природы. Разнообразие звуков, тембров, красок понимается как окружающий ребёнка «звуковой космос», из которого и рождается музыка.
Одно из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры  звуками. Данный вид деятельности не рассматривается в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальная форма знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.
Удивительный мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать. Ошибочное мнение, что вся музыка сосредоточилась только в фортепиано или в симфоническом оркестре. На самом деле это не так – фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей»- такие пьесы увлекают не только малышей, ну и взрослых.
Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребёнка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку.
Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах ни как не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания это будит фантазию и инициативу»
(В. Келлер).
Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребёнку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлечённых в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.
У ребёнка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.
Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хотя бы раз отважился дать в руки детям незатейливые инструменты. Часто после такого вдохновенного для детей эксперимента педагог клянётся самому себе никогда его больше не повторять – взрослые не всегда знают, что делать с необузданным восторгом детей, вызванным общением с инструментами. Часто они пробуют бороться с этой замечательной эмоцией, но дети, как заворожённые, продолжают спрашивать: «А мы будем сегодня играть в оркестре?» Право же, устоять тут перед натиском детей может только «железный» человек. Так было со мной в самом начале педагогической работы: дети на музыкальных занятиях очень любили играть в шумовой оркестр, и я им часто оставляла такую «конфетку» на десерт.
Чтобы появился шумовой оркестр, понадобилось много сил и терпения, над его созданием. Конечно, своими силами мы бы не достигли желаемого результата. К нам на помощь пришли родители детей, желание которых играть и участвовать, в создании самодельных шумовых инструментов было огромным.
Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с родителями, проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом значении этого слова. Музыкальные игрушки, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.
Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов.
Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит Солнце – «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется Кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитания. Поэтому для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабан из пластиковых банок.
Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, подвешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Нужна лишь фантазия и желание изобретать. Ведь для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё что угодно. Перечислю некоторые материалы для изготовления самодельных шумовых инструментов, которые мы используем в нашей совместной работе с родителями:
  • бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и др.);
  • деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
  • коробочки из разных материалов (от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
    • леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
    • природные материалы (жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки);
    • кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и др.);
      • металлические банки разных размеров;
      • стеклянные бутылки и фужеры;
      • пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.
Вопросам изготовления самодельных инструментов музыкальной деятельности посвящены исследования педагогов разных стран: Вилены Кракаускайте, Мануэлы и Михеля Видмеров, Кристианы и Эрнста Виблицов, Ульрики и Леонардо Ривейро,Сары Розенберг, Ульрики Дюрбек. Т.Э. Тютюнникова.
Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, перед детьми открывается прекрасный мир звуков, способствующих развитию психических процессов (внимания, ощущения, памяти, мышление, восприятие, воображение), развивается стремление к сотворчеству, обогащается внутренний мир каждого ребёнка. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов даёт ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность.
Новизна работы заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанной программы музыкальных занятий в широкой практике дошкольного образовательного учреждения для формирования у детей старшего дошкольного возраста творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности, элементарного музицирования.
Цель программы: формированию представлений о звуковых свойствах различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических) у детей старшего дошкольного возраста
через изготовление детских музыкальных инструментов-игрушек самоделок.
Задачи программы:
1) формировать у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу;
2) формировать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух;
3) развивать звуковую фантазию, воображение, ассоциативное мышление;
4) развивать навыки творческого музицирования;
5) расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию;
6) прививать интерес к созданию простейших музыкальных инструментов своими руками;
7) формировать, чувство коллективизма, ансамбля, слаженность звучания оркестра.
Прогнозируемый результат при реализации программы:
  • динамика в развитии  тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха;
  • приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений;
  • развитие музыкальных, творческих способностей детей;
  • овладение различными способами получения звука и приобретение навыков игры на самодельных инструментах – игрушках.
  • приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков в процессе изготовления экспериментальных инструментов
Весь курс программы разделён на четыре этапа, состоящих из нескольких тем.
1-й этап начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды, в него включены темы «Где живут звуки?», «Звук живёт в любом предмете». Закрепляя в третьей теме - «Звук волшебник»- изученный ранее материал, знакомим детей уже со звуками музыки.
2-этап: на данном этапе дети совместно с родителями создают простейшие инструменты по образцу и вместе с педагогом воспроизводят ритмический рисунок различных народных песенок, пестушек и потешек.
Темы: « Мы весёлые игрушки – озорные погремушки», «Колокольчик звонкий – голосочек тонкий».
3-этап включает темы: «Инструменты народов разных стран», «Весело звучит оркестр развесёлых инструментов», «В звуках мир наш отражён». Принцип создания инструментов и исполнение музыкальных произведений на детских самодельных инструментах усложняется. Дети самостоятельно выбирают и с помощью взрослых (родителей) изготавливают инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения, сказки, стихотворения. Они учатся слушать себя и других находящихся рядом сверстников, различать правильное и неправильное звучание, оценивать его, делая замечания в доброжелательной форме.
4-этап – итоговое занятие «Радуга звуков», где используются их названия и закрепляются навыки игры на каком-либо самодельном инструменте для исполнения небольших музыкальных произведений, сказок собственного сочинения.
Содержание программы

Тема

Цель

1.

Где живут звуки?

Знакомство детей с окружающими их звуками природы, улицы, дома.

2.

Звук живёт в любом предмете.

Знакомство детей с немузыкальными звуками окружающей среды.

3.

Звук-волшебник

Закрепление знаний детей о немузыкальных звуках, знакомство со звуками музыки.

4.

Мы весёлые игрушки – озорные погремушки.

Знакомство с музыкальным инструментом погремушкой, его изготовление и обучение приёмам игры на нём.

5.

Барабан грохочет, будто сильный гром.

Знакомство детей с музыкальным инструментом барабан, его изготовление и обучение приёмам игры на нём.

6.

Колокольчик звонкий – голосочек тонкий.

Знакомство с музыкальным инструментом колокольчиком, его изготовление и обучение приёмам игры на нём.

7.

Инструменты народов разных стран.

Знакомство с музыкальными инструментами разных стран и их изготовление.

Россия – рубель, бубен, гусли, треугольник, коробочка, деревянные палочки, бубенцы, колотушка, музыкальный молоточек. Япония – бамбузи. Испания – кастаньеты, румба. Индия – барабан.

8.

Весело звучит оркестр развесёлых инструментов.

Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра (скрипка, гитара, металлофон, ксилофон) и изготовление подобных игрушечных инструментов.

9.

В звуках мир наш отражен.

Изготовление музыкальных инструментов для озвучивания сказок, стихов («квакушка», «скрипунчик», «хлопушка», «ветерок»).

10.

Радуга звуков.

Повторение названий инструментов и закрепление игры на каком-либо из них.

 
Тематический план работы с родителями по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов.
«Простейшие музыкальные инструменты своими руками»

п/п

Тема

Название музыкальных

игрушек-инструментов.

Задания

по изготовлению.

Фото материал.

1

Мы весёлые игрушки – озорные погремушки.

Погремушка.

(шумелки)

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

 

2.

Барабан грохочет, будто сильный гром.

Барабан.

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из- под китайской лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

 

3.

Колокольчик звонкий- голосочек тонкий.

Колокольчики.

1.В дне одноразового пластмассового стаканчика нужно проделать два отверстия, через которые протягиваются ниточки с нанизанными на них металлическими крышечками, костями от счётов или пуговицами. Концы нитки закрепляются, снаружи стаканчика к ним прицепляется любое кольцо, для того чтобы было удобнее держать инструмент в руках.

2. Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды. На нитки нанизывается пуговицы или  бусинки, затем концы ниток закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов.

4.

Инструменты народов разных стран

Россия.

1.Деревянные палочки.

 палочки, которые можно использовать при ходьбе маршем или в упражнениях, песнях, связанных с ритмом и ритмическим рисунком.

2.Коробочка.

Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её или оклеить цветной бумагой. Играть на инструменте можно деревянной палочкой.

 

3. Треугольник.

Для этого инструмента потребуются три металлические трубочки от металлофона и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или металлической палочкой.

4. Бубен.

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.

5. Ксилофон.

Ксилофон изготовляется из деревянных предметов.

 

 

 

6.Рубель,

трещотка

 

Эти инструменты изготовили родители старшей группы. Материал – дерево.

7.Молоточек.

Этот инструмент изготовили родители старшей группы.

5.

Инструменты разных стран.

Испания.

8. Кастаньеты.

Нужно взять кокос, распилить на две части, вытащить внутреннее содержимое, просверлить в одной половинке маленькое отверстие и пропустить в неё верёвку.

9. Румба

Нам понадобятся 14 металлических крышечек с отверстием посередине и деревянная палочка диаметром 3-4 см (именно этот размер удобен для детской руки). Две пробки нанизываются на гвоздь «спинками» друг к другу, после этого гвозди прибиваются к палочке, но не до конца, чтобы крышечки могли ударяться друг о друга.

9.1 Румба

Нам потребуется: рогатка, леска или металлическая проволока, и материал для нанизывания (шашек, ключей, и.т.д.)

Список используемой литературы.
  1. Белкина.В.Н. «Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям». Ярославль, 1998 г.
  2. Ветлугина Н.А. «Музыкальные занятия в детском саду» Москва,1984 г.
  3. Гераскина Л. «Ожидание чуда» Музыкальные занятия и праздники для младшей группы. г.Чехов, 2002 г.
  4. Гераскина Л. «Ожидание чуда» Музыкальные занятия и праздники для старшей группы.. г.Чехов, 2002 г.
  5. Дзержинская И.Л «Музыкальное воспитание младших дошкольников» Москва, 1985 г.
  6. Загоруля Т.А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир  фольклора»Ханты-Мансийск, 1999 г
  7. Зацепина М.Б «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Москва. 2006 г.
  8. Конова Н.Г «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Москва «Просвещение»1990.
  9. Комарова Т.С « Народное искусство в воспитании детей» Москва, 2000 
  10. Костина Э.П «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Москва, 2004 г.

Похожие публикации