Войти / Зарегистрироваться

Король мюзикла - Эндрю Ллойд Уэббер

Получить свидетельство
Автор: Росоха Виктория Сергеевна

Внеклассноемероприятие «Король мюзикла – Эндрю Ллойд Уэббер»
Цель: обогащение  музыкального опыта учащихся через знакомство створчеством анлийского композитора Э.Л. Уэббера.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, компьютерная презентация, ноты
фрагментов мюзиклов Э.Л. Уэббера, видео- и аудио- записи мюзиклов, рок-оперы.  
           
Ход мероприятия
 
Звучит инструментальное переложение арии «Память»из мюзикла Э.Л.Уэббера «Кошки»
(слайды 1, 2, 3)
ВЕДУЩИЙ: Эта замечательная имногим знакомая музыка перенесла нас в Англию, где совсем недавно свое 60-летие отметил композитор - Король мюзикла – Эндрю Ллойд Уэббер.  
(слайд 4)
Вы спросите, почему Э.Л.Уэббер – король мюзикла?
(слайды 5,6)
Современную музыку невозможно представить без творчества этогокомпозитора, автора таких произведений, как опера «Иисус Христос – суперзвезда», многочисленных мюзиклов, таких как «Такие, как мы» (1965),«Вернись, Ричард, ты нужен своей стране» (1969), «Дживс» (1975),  «Эвита» (1976), «Песня и танец» (1982),«Кошки» (1981), «Звездный Экспресс» (1984), «Призрак оперы» (1986), «Аспекты любви» (1989),«Бульвар Сансет» (1993), «Свистни по ветру» (1998), «Прекрасная игра» (2000), «Грезы Бомбея» (2002), «Женщина в белом» (2004), «Музыкальные звуки» (2006). Его работы стали целой эпохой в истории развития современного
музыкального театра, мюзикла. 
(слайд 4)
Эндрю Ллойд-Уэббер родился 22 марта 1948 годав Лондоне, в семье профессиональных музыкантов. Эндрю с раннего детства начал проявлять интерес к музыке. В три года он начал играть на скрипке, в шесть - на фортепиано и валторне. К тому времени он уже сочинял собственную музыку, это было гораздо увлекательней, чем исполнять чужую, а когда Эндрю было девять, его сочинение под названием "Сюита для игрушечного театра" было опубликовано в музыкальном журнале "Учитель музыки". Дома у Ллойд
Уэбберов постоянно звучала музыка - как классическая, так и популярная, поэтому на творчество юного композитора оказывали влияние совершенно различные музыкальные стили - ему нравились Прокофьев, Шостакович, Дворжак и Мендельсон, что однако не мешало ему быть ярым поклонником короля рок-н-ролла, идола 60-ых - Элвиса Пресли, Литл Ричарда. Знакомство с мюзиклами произвело огромное впечатление на Ллойд-Уэббера - посмотрев спектакль "Моя прекрасная леди", он даже создал домашний театр, для которого писал мюзиклы. В 1956 году Эндрю поступил в Вестминстерскую школу - одну из самых старых и уважаемых школ в Лондоне. В школе Ллойд-Уэббер серьезно увлекался средневековой историей и архитектурой. Успешно закончив Вестминстер, он поступил в Магдален Колледж, Оксфорд, на историческое отделение, намереваясь, стать специалистом по архитектуре. Но судьба распорядилась иначе.
Историческая встреча Эндрю Ллойда Уэббера в 1965 году с молодым поэтом Тимом Райсом положила начало одному из самых талантливых и успешных творческих дуэтов в истории музыкального театра. Вместе они взялись за сочинение мюзиклов.
(слайд 7)
Уэббер принял решение невозвращаться в Оксфорд, а полностью сосредоточиться на музыкальной карьере. Мировую известность Эндрю Ллойд-Уэббер получил после выходав свет в 1970-ом году их четвертого с Тимом Райсом совместного произведения - рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда».
(слайд 8) 
Родоначальница нового в истории жанра исполнялась в 22 странах мира на 11 языках и разошлась по всему свету  в двенадцати миллионах дисков; авторы оперы мгновенно стали миллионерами. Рок-опера о последних днях жизни Иисуса Христа вызвала множество разговоров и споров и стала культовым произведением для целого поколения, не потеряв своей актуальности и в наши дни. "Иисус Христос Суперзвезда" был новым словом в музыкальном театре. В музыке оперы широко используется так называемый «хард-рок», электронная музыка, элементы джаза, блюза,  оперная классика -  все это сделало "Иисуса Христа Суперзвезду"настоящим хитом.В тоже время был снят художественный фильм «Иисус Христос –суперстар»,который также получил мировую известность. Я предлагаю послушать и посмотреть увертюру  - «Рождение толпы».
(слайд 9)
- В чем современность фрагмента? 
- Каким предстает перед нами Иисус?
- Какова  музыка увертюры? (в увертюре можно выделить 4 раздела –повторяющаяся тема с интонациями вопроса, активно-грозное звучание медных инструментов и ритм ударных, нисходящие «крутящиеся»попевки», мотив «Суперстар»)
Просмотр видеофрагмента «Рождение толпы»
Праздничный колорит в развитие сюжета вносит Хор «Осанна». Толпа встречает Иисуса Христа  при входе его в Иерусалим на кануне большого праздника – ПАСХИ.  
- Какими музыкальными красками композитор изображает Иисуса?
Обратите внимание на голос исполнителя, музыкальное сопровождение. (Светлый мажорный лад, несложная, запоминающаяся мелодия, сочетание хоровых и сольных элементов. Жанровая основа музыки – песенность, голос исполнителя – тенор, оркестровка его партий - классический состав оркестра с выделением функций струнных инструментов).
Просмотр видеофрагмента хор «Осанна»
Совершенно по-другому показан в музыке герой, предавший Иисуса Христа. Я предлагаю послушать арию Иуды «Небом головы полны».
(слайд 10)
Сравните ариюс предыдущим фрагментом.
- Какие чувства героя выражены в арии? (сомнение, раздумье, жестокость,решительность, волнение, страх)
- Похожа ли музыка двух героев? (энергичные, упругие ритмы,напряженно-быстрые темпы, декламация, речитатив, переходящие в крик, визг, в оркестровом сопровождении – ударные, электроинструменты).
Ария Иуды «Небом головы полны»
Очень яркий, зрелищный момент в опере
- «Ликование толпы»
(слайд 11)
Апостол Петр обращается к Христу: «Христос, ведь я люблю тебя, скажи,что я обрел спасение, поцелуй меня!»-Чтонеобычного вы увидите в этом фрагменте?
Просмотр видеофрагмента  «Ликованиетолпы»
Постановка рок-оперы в России состоялась в 2000 году. «Иисус Христос»до сих пор входит в репертуар Московских и Санкт Петербургских театров.
(слайд 12)
Появление фото кошек неслучайно. Биографы Э.Л.Уэббера неоднократноназывали композитора «кошачьим человеком». И неудивительно – кошки нравились Эндрю всегда. В квартире его семьи в Южном Кенсингтоне коты жили постоянно.
Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов Уэбберов.  Эндрю любитговорить о том, что в Оксфорд он попал частично благодаря своей любви к кошкам – во время собеседования, которое проводил преподаватель Макфарлейн, юноша «подружился» с его сиамским котом, и это растрогало экзаменатора. В 1981 году была осуществлена постановка самого«долгоиграющего» мюзикла за всю историю существования этого жанра – мюзикла «Кошки».
(слайд 13) 
В основе либретто мюзикла «Кошки» -цикл стихотворений знаменитого американского поэта Томаса Элиота «Книга Старого Опоссума о практичных кошках». Во время премьеры мюзикла сцена и зрительный зал были переделаны в гигантскую живописную помойку, сцена крутилась, а кошки вдруг неожиданно появлялись в зале, бегали по проходам, мурлыкали и ласкались к зрителям, терлись о них ушками, словом вели себя как настоящие кошки.
Композитору удалось выполнить задуманное – передать в своей музыке портреты кошек, сделать персонажей разными в музыкальном плане, у каждого из них своя характерная мелодия.
(слайды 14, 15)
Представьте: огромная помойка, на фоне звездного неба, украшенагирляндами разноцветных огней. Вспышки огней и лучи прожекторов выхватывают из темноты консервные банки, обрывки газет, старые башмаки, металлолом. Одна за другой на сцене появляются кошки – они вылезают из мусорных баков, выскакивают из водосточных труб, скатываются по багажнику старого автомобиля…Сегодняшняя  ночь особая.Кошачье племя, называющее себя «джелликл кэтс», собирается на ежегодный праздник. Однако кошки не одни - в их владения вторглись люди. Более того, кошки замечают недоумение на их лицах – кто такие эти «Джелликл – кошки»? Кошки раскрывают зрителям тайну трех кошачьих имен: повседневного имени, имени, которым они зовут друг друга между собой и, наконец, тайного имени, над смыслом которого и размышляют на самом деле кошки, когда люди  застают их в крайней задумчивости.
(слайд 16)
Слушание номера «Джелликл-песни дляДжелликл-кошек» 
А сейчас прозвучит красивая ария «Память», мелодия которой уже звучаласегодня, именно она стала ключевым моментом всего мюзикла  и чуть ли не самымизвестным хитом Э.Л.Уэббера. На кошачьем празднике самый старый кот избирает единственную кошку,которой суждено отправиться в кошачий рай, чтобы затем, вернувшись на землю, возродиться в новой жизни. Такой кошкой оказывается Гризабелла, которая когда-то была красавицейи модницей, а ныне отвергаемая всеми сородичами. Именно она исполняет арию
«Память».
Слушание арии «Память»
(слайд17)
В 1983 «Кошки»получили премию «Тони» за лучший мюзикл, а также за лучшую партитуру (Уэбберу) и за  лучший текст (Элиоту).  Мюзикл был поставлен более чем в 30 странахмира, переведен на 12 языков. На Бродвее его перестали играть только в 2001. Премьера мюзикла в Москве состоялась в 2005 году, накоторой присутствовал сам автор-Э.Л.Уэббер. ВЕДУЩИЙ: Еще одна романтическаяистория с печальным финалом - мюзикл «Призрак оперы».
(слайды 18, 19, 20)
Мюзикл написан композитором на основесентиментального романа Гастона  Леру в1986 году. Это печальная история об уродливом гении, обитавшем в подвалах Парижской оперы и влюбившемся в молодую прекрасную певицу Кристину Даае, мгновенно завоевала весь мир. Постановкамюзикла осуществлена в 18 странах мира, идет до сих пор с оглушительным успехом. Как и «Кошки» «Призрак оперы» нетолько яркое, красивое и оригинальное шоу с замечательной музыкой, но и тщательно спланированный, хорошо продуманный коммерческий проект. Большая ставка делается  на технические"чудеса" – в одной из сцен, где Кристина  выходит на поклон вместес остальными участниками спектакля, гигантская люстра, подвластная воле призрака, начинает раскачиваться и падает к ногам девушки.  В 2002 году общественным голосованием мюзиклу была присвоенанаграда Лоуренса Оливье в номинации «самый популярный мюзикл». В 2004 году на мировые экраны вышла экранизация спектакля, осуществленная режиссером  Джоэлем  Шумахером. Фрагмент из этого фильма япредлагаю сейчас посмотреть.
Просмотр фрагментафильма
В Парижской опере идет репетиция новой оперы«Ганнибал», во время пения  главнойсолистки на нее обрушивается задник, возмущенная примадонна удаляется. Близится премьера, а постановка осталась без исполнительницы главной роли. Молодая девушка из кордебалета – КристинаДаае с блеском справляется с партией. После спектакля, который прошел с огромным успехом, Кристина рассказывает своей лучшей подруге Мэг о таинственном учителе, Ангеле Музыки, чей голос она часто слышит в своей гримерной. Ангел музыки – это и есть призрак оперы. Оставшись одна в гримерной, Кристина видит взеркале тень человека в белой полумаске. Призрак гипнотизирует  Кристину и заставляет  последовать за ним в подвалы Оперы, где заподземным озером находится его убежище.
ВЕДУЩИЙ: Гениальность Эндрю Ллойд-Уэбберапроявляется в его удивительной способности свободно обращаться с различными
музыкальными стилями: он соединяет рок и классику, с одинаковой легкостью пародирует оперетту, рок-н-ролл и даже новомодный рэп, он вегда современен и при этом обладает собственным оригинальным стилем.  
Эндрю Ллойд-Уэббер живет в своем поместье Сидмонтон, в Хэмпшире. С 1976-ого года он проводит в Сидмонтоне ежегодные фестивали, на которых представляет на суд общественности свои новые произведения, перед тем как ставить их в театре.
Эндрю удачлив не только в композиторской, но и в финансовой деятельности - он возглавляет компанию "Действительно полезная компания", созданную им в 1977-ом году и призванную представлять его интересы. Кроме того, Эндрю  является владельцем десяти с лишним театров Уэст-Энда.
Боевые награды и прочие регалии: Э.Л. Уэббер хранит на полочке 7 наград Тони, 3 Грэмми, 5 наград Лоуренса Оливье, Золотой Глобус, Оскара и Награду Общества Критиков за лучший мюзикл 2000-го года, а также другие награды, с трудом поддающиеся перечислению. В 1992-ом году Эндрю был посвящен в рыцари за заслуги перед родиной и стал именоваться сэром Ллойд Уэббером, а в 1997-ом году получил лордство и дефис в фамилию (теперь именуется лордом Ллойд-Уэббером, бароном Сидмонтонским.            Надеемся,что наше путешествие в музыкальную Англию доставило вам  удовольствие, а музыка Э.Л. Уэббера вызвалаживой интерес в ваших сердцах.