Войти / Зарегистрироваться

Экскурсия "Бульварная площадь - сердце старого Нахичевана"

Получить свидетельство
Автор: Акимова Елена Леонидовна

Уважаемые экскурсанты! Сегодня мы с вамисовершим пешеходную экскурсию по центру старинного города, которого нет на карте России вот уже 75 лет. От него в топонимике Ростова-на-Дону осталось только одно название – Нахичеванский рынок. Но очарование этого города, его особая теплая атмосфера чувствуется любым прохожим, очутившимся на его старинных улицах. Я говорю о городе, который в разное время назывался Нор-Нахичеваном, Нахичеваном-на-Дону, Нахичеванью-на-Дону. Я хочу рассказать вам историю только одной площади этого города – Бульварной площади. В истории этой площади как в зеркале, отражается процесс пробуждения у  нахичеванцев интереса к образованию и культуре, на этой площади до сих пор живет душа южно-российского города Нахичевана-на-Дону. Мы с вами находимся на том самом месте, где 14 сентября 1894 года передкафедральным собором Святого Георгия Просветителя на Екатерининской площади был открыт памятник императрице Екатерине работы скульпторов М.А. и И.М. Чижовых.
На постаменте памятника было написано: «Екатерине Второй от благодарных армян». За что же жители Нахичевана благодарили императрицу? Как появился армянский город в низовьях Дона? Постараюсь ответить на эти вопросы. Донские армяне являются потомками жителейстолицы средневековой Армении города Ани, разрушенного в 1065 году турками-сельджуками. Часть жителей города после нескольких веков скитаний нашли приют в Крыму. В 15 веке турецкий султан Магомет Второй захватил Крым, который на 300 лет стал подвластной территорией Турции. Уцелевшее армянское население за это время постепенно сосредоточило в своих руках почти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело Крыма. Уплачиваемые ими налоги составляли главную статью дохода крымского хана.  
В 18 веке в результате русско-турецкой войны (1768-1777 гг.) по условиям Кучук-Кайнаджийского мирного договора Крымское ханство стало независимым от Турции и попало под протекторат России. Желая упрочить своё положение в Крыму и экономически ослабить крымское ханство, а также стремясь освоить и заселить пустующие земли Новороссии, правительство Екатерины второй пригласило христианское население Крыма переселиться в Россию. Многие армяне были готовы на переезд. Они опасались новой войны с Турцией, боялись притеснений со стороны татар.      
9 марта 1778 года Екатерина Втораяподписала Указ о переселении, а в апреле назначила А.В.Суворова ускорить и организовать переселение христианского населения Крыма в Россию. 
18 августа 1778 года 
переселенцы под защитой донскихказаков отправились в путь. В дороге они столкнулись с большими трудностями. Им не хватало топлива, лекарств, питания. Только в ноябре 1778 года переселенцы дошли до низовьев Дона. К этому времени Указом Екатерины Второй от 14 ноября 1779 года армянам отводились  земли рядом с крепостью Дмитрия Ростовского и разрешалось основать один город и пять селений. Указом армянам предоставлялся ряд льгот: свободный свободной беспошлинной торговли, освобождение от податей и налогов, от воинской службы на 100 лет и
многие другие.    
21 апреля 1781 года
 состоялись торжества по случаюпровозглашения города Нор-Нахичевана. Со дня своего основания город строился погенеральному плану, разработанному петербургским архитектором И.Е. Старовым и инженером А.И. Ригельманом. Планом предусматривалась регулярная сетка улиц с большой центральной квадратной площадью, названной Соборной (), так как в ее центре отводилось место главному собору. Его закладка произошла в 1783 году, закончилось строительство в 1807 году. К сожалению, собор несохранился. На его месте сейчас находится Областной дом народного творчества. 
В первой половине 19 века Нор-Нахичеван быстро развивался, застраивался и благоустраивался. Основными
 видами деятельностигорожан были торговля и ремесло, в которых они весьма преуспели. Об этом сохранились многочисленные свидетельства современников.  Со временем Соборная площадь сталараспадаться на 4 площади, меньшие по размеру которые располагались вдоль фасадов храма Григория Просветителя. Они стали называться: западная – Гостинной, восточная – Полицейской, северная – Базарной (). Южная площадь осталась безымянной до семидесятых годов 19 века. Сейчас мы с вами пройдем к Южной площади,которая и является героиней нашей экскурсии. Во время движения и на остановках я прошу вас соблюдать очень несложные правила:-  передвигаться по маршруту экскурсии следуеттолько группой, не отставая и не перегоняя экскурсовода;-переход через проезжую часть улиц мы будем осуществлять только по пешеходным дорожкам по сигналу светофора; -во время рассказа экскурсовода не следует разговаривать, мешая другим экскурсантам. Продолжительностьнашей экскурсии составляет 1 час, протяженность маршрута  1 км.  
Остановка2. Панорама Бульварной площади.
Уважаемые экскурсанты! Перед вамиоткрывается панорама площади, которая в 70-е годы 19 века получила название Бульварной, а в 20-е годы 20 века была переименована в площадь Свобода. Мы находимся в западной ее части и видим ее практически такой, какой она была в самом конце 19- начале 20 веков.
Однаков первой половине 19 века площадь имела совсем другой вид, и выполняла в основном торгово-административные функции. Так, уже в 1793 году на ее южной стороне располагалось двухэтажное каменноездание магистрата, с которым мы познакомимся чуть позже. В одном ряду с магистратом строились невысокие каменные «обывательские строения», фасады
которых украшали геометрические и растительные орнаменты. Такие  дома еще сохранились кое-где на подъездах к площади. На северной стороне площади в это времяшла шумная торговая жизнь: здесь располагались невысокие деревянные торговые
ряды. Новые преобразования Нахичеван и наша площадь переживали уже во второй половине 19 века. В 60-е годы площадь была покрыта каменной брусчаткой. В 1868 году Нахичеванский магистрат был реорганизован, и для созданной Городской управы выстроили новое здание на Полицейской площади. А здание бывшего магистрата перешло в частные руки. 
В1873 году в центральной части площади была посажена аллея деревьев, и площадь получила, наконец, собственное название – Бульварная площадь.  
В 1888 году
по площади проложили конно-железную дорогу, действующую до 1906г., когда она была заменена электрическим трамваем. Линию трамвайной дороги провели через центр Бульварной площади, потеснив тем самым зеленую аллею. 
Наиболее кардинальные изменения произошли в облике Бульварной площади в начале девяностых годов 19 века.
 Здесь следуетотметить, что за столетие существования армянских поселений на Дону, Нахичеван, состоящий изначально из малообразованного населения, превратился в город европейской культуры. К концу 19 века в Нахичевани появилось электрическое
освещение и водопровод. Талантливые архитекторы строили храмы, общественные
здания, частные дома. Широко была развита благотворительная деятельность. В это же время в нахичеванском обществепоявляются представления о необходимости Бульварной площади как культурно-просветительского центра города. Этипредставления горячо поддерживал в нахичеванской думе гласный, будущий городской голова Нахичевана, Минас Ильич Балабанов. Его единомышленником стал главный архитектор Нахичевана Николай Никитович Дурбах. Именно он сформировал неповторимый архитектурный облик Бульварной площади.
Остановка 3. Екатерининская женская гимназия.
Мы с вами находимся на северной  стороне Бульварной площади, где расположеныосновные архитектурные  шедевры Н.Н. Дурбаха. Перед нами здание Екатерининской женской гимназии, построенное в 1893 году. Первоначально здание гимназии было двух этажным. Главный фасад его выделялся тремя крупными ризалитами. Актовый зал на втором этаже выходил на фасад круглыми окнами и был оформлен высоким портиком с треугольным фронтоном. В центральной части здания размещался  вестибюль и парадная лестница. Основу планировки составлял длинный коридор, по обе стороны которого размещались классные комнаты.  В начале 20 века возникла потребность врасширении гимназии. По проекту Х.К.Гусикьянца была осуществлена надстройка здания и пристройка двухэтажного корпуса со стороны парка. Надзор за реконструкцией гимназии, которая завершилась в 1910 г., вел Н.Н.Дурбах. После  реконструкции на третьем этаже здания появились новые учебные кабинеты, подсобные помещения и гимназическая молельня с хорами. Здание Екатерининской гимназии всегдаиспользовалось как учебное, менялись только его названия. В 1921 г. здесь располагалась Первая советская трудовая школа им. С.Д. Маркова, в 30-е годы – школа им. К. Маркса. Лишь во время Великой Отечественной войны с1943 по 1944гг. здесь находился госпиталь, а затем до 1947 г. – разные военные учреждения. В 1952г. после ремонта бывшая гимназиястала средней школой №13.
Остановка 4. Здание Нахичеванского театра.
Уважаемые экскурсанты! Мы находимсяперед зданием Нахичеванского городского театра, которое является лучшим творением Николая Никитича Дурбаха в его архитектурной биографии. Более того, многие исследователи считают,  что гармония архитектурных форм, нарядная торжественность фасадов, единение здания театра с пространством площади создали такой архитектурный шедевр, подобного которому в Ростове-на-Дону и Нахичевани возведено никогда не было. Театр был построен за 4 года и 2 месяца (1896-1899 гг.), хотя отделочные работыпродолжались до 1907 года. В оформлении здания Н.Н.Дурбах использовал формы классицизма, ренессанса, барокко. Живописные работы в интерьере выполнил Р.П. Войдовский, театральный занавес расписал И.И. Крылов, стены и плафон фойе – А.А.Арцатбанян. Главный фасад театра стал архитектурнымакцентом Бульварной площади. На втором этаже над парадным входом его украшал четырехколонный портал, а по краям портала – нарядные портики. Многочисленный живописный лепной декор формировал изящный, нарядный облик театра. Композиционным ядром театра являетсятрехярусный богато украшенный  зрительный зал, вмещающий более 600 зрителей. Благодаря замурованным по периметру в стенах амфорам – кувшинам с открытыми горлышками, зал обладал прекрасной акустикой. После окончания строительства театра егобоковые фасады были объединены со зданием Екатерининской гимназии и корпусом городских училищ подпорными стенками с балюстрадами и лестницами, ведущими в церковный сад у собора Святого Григория. Это сформировало единое художественное решение северной стороны площади. К сожалению, в послевоенные годы балюстрада
была уничтожена.     
16 декабря 1899 года 
состоялось освящение театра. Был исполнен премьерный спектакль по пьесе Л.Н. Толстого «Плоды просвещения». Театр стал центром культурной жизни Нахичевани. Здание нахичеванского театра оказалосьнастолько совершенным, что никто никогда и не думал об изменении его назначения. Менялось только название театра и состав его театральных трупп. С 2001 года он стал называться Молодежным театром. На сцене театра в разные годы работализамечательные артисты. Здесь неоднократно выступал Ф.И. Шаляпин, раскрывали свои дарования В.Петипа, Г.Ге, М.М.Блюменталь-Тамарина, В.К.Папазян. В советские годы в театре работали П.Лобода, В.Шатуновский, Аристарх и Игорь Ливановы, Т.Канаева, А.Самохина, С.Жигунов. с 1989 года на сцене театра проводятся международные фестивали спектаклей для детей и юношества «Манифест». Здание Нахичеванского театра являетсяпамятником истории и архитектуры федерального значения.     
В 1999 году рядом с Нахичеванским театром был установлен памятникзамечательному человеку, без которого, возможно, армянский город на Дону просто бы не был построен. Этот человек – архиепископ Иосиф Аргутинский, к памятнику которого, созданному скульптором Д.Р.Бегаловым и архитектором С.И.Бегаловой, мы сейчас и отправимся.
Остановка 5. Памятнику Иосифу Аргутинскому.
Как вы видите, памятник представляетсобой скульптурный портрет на высоком пьедестале, установленный на ступенчатом подиуме. Иосиф Аргутинский был основателем,устроителем и просветителем армянского города на берегу Дона. В начальной истории Нахичевани не было ни одной сферы общественной жизни, в которой не проявилось его благотворное влияние. Именно благодаря его ходатайству 14 ноября 1779 года появился Указ Екатерины Второй о предоставлении «Обществу Крымских христиан Армянского закона» льгот и прав построить город и основать села в округе крепости Святого Дмитрия Ростовского. Иосиф Аргутинский не раз бывал вНор-Нахичевани. Он освятил «землю и воду нового местопребывания армян», много сил и внимания отдавал созданию городского самоуправления, строительству просветительских и богоугодных учреждений – школ, училищ, детских приютов, богаделен.
Он совершил закладку каменного кафедрального собора во имя Святого Григория (). В августе 1800 года Иосиф Аргутинский был избран каталикосом всех армян. Умер он в Эчмазине в 1807 году. Сейчас мы с вами направимся к восточномууглу Бульварной площади, где познакомимся с еще одним образовательным учреждением, возведенным по проекту Н.Н. Дурбаха.
Остановка6. Здание городских училищ.
В 1891 году в восточном углу площади по ее северной стороне было построенодвухэтажное здание городских училищ – первое учебное заведение, созданное по проекту архитектора Н.Н.Дурбаха. Сначала в нем размещалось только начальное училище, а с 1896г. на первом этаже появилось мужское Александровское и женское Мариинское училище. В этих трех училищах обучались дети разных национальностей и вероисповеданий. Училище имело коридорную планировку, просторные классы, актовый зал и необходимый набор подсобных помещений. Фасад был решен в классических традициях.Зданиене имело богатой отделки и не было даже оштукатурено, но тщательно исполненный кирпичный декор, гармоничные пропорции деталей и целого создавали его торжественный благородный облик. 
В начале 20 века потребовалась реконструкция здания в связи с возросшим количествомучеников. Н.Н.Дурбах разработал архитектурный проект, но его исполнение откладывалось, а с началом первой Мировой войны строительство сочли невозможным.
В 1916 годуздание училищ передали для размещения госпиталя.     
С начала 1920-х годов
в нем размещался Северо-Кавказский Краевой строительный техникум.     
В конце 1930-х годов здание пережило реконструкцию. Его надстроили двумямассивными этажами «похоронившими под собой гармоничные формы учебного здания конца 19 столетия». (А.Ф.Волошинова, 2001). В настоящее время в здании размещаютсяразличные учреждения.
Одновременно с преображением северной стороны Бульварной площади шла реконструкция и перестройка  особняков южной ее стороны. Некоторые из них надстраивались вторым этажом, другие сносились и на их месте строились новые жилые здания с высоким цоколем. В строительстве ряда новых зданий принимал непосредственное участие Н.Н.Дурбах, при возведении других он осуществлял надзор над строительством как городской архитектор. Так сохранялся соподчиненный масштаб и единая стилистика южной жилой и северной – культурно-просветительской сторонами Бульварной площади. Сейчас мы перейдем площадь и познакомимсяс наиболее интересными зданиями ее южной стороны.
Остановка 7. Здание нахичеванского магистрата.
В Указе Екатерины Второй об основании армянскогогорода на берегу Дона было сказано: «…повелеваю учредить магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям…». В организации работы магистрата принимал деятельное участие архиескоп Иосиф Аргутинский. Первое временное строение магистрата,построенное вскоре после основания города, было деревянным и не сохранилось.
Точная дата возведения каменного здания неизвестна, исследователи определяют ее началом 1790-х годов. При строительстве был применен «образцовыйпроект» столичных архитекторов, в который на местах было разрешено вносить некоторые изменения. Здание возвели прямоугольным в плане, сглавным фасадом, обращенным на площадь. Он акцентировался центральным четырехколонным двухъярусным порталом и балконом на втором этаже. Администрация магистрата состояла изпредседателя и четырех заседателей, двое из которых ведали судебной частью, а остальные – полицейскими функциями.     
В 1868г. нахичеванский магистрат был реорганизован. На Полицейской площадивыстроили новое здание для созданной вместо магистрата Городской управы.  
С 1872 г.
 здание бывшего магистрата сталопринадлежать купцам Гайрабетовым. В нем разместили постоялый двор.
В 1917-1922 гг.в бывшем магистрате располагался Краевой армянской музей древностей и искусства.
С 1922 г. здание использовалось как коммунальноежилье. 
В1937г. был разобран портал главного фасада и самое старое в Нахичевани«…здание уже предстало взору  последующих поколений в простоте и безликости…». Мы можем познакомиться лишь с реконструкцией здания магистрата, произведенной А.Ф. Волошиновой.     Рядомсо зданием магистрата находится особняк, имеющий долгую и интересную историю. В историческую и архитектурную летопись Нахичевани он вошел под именем особняка М.Я.Искидарова.
Остановка 8. Особняк М.Я. Искидарова.
Перед вами прекрасно отреставрированныйнарядный особняк, расположенный на углу Бульварной площади и 23-ий линии.
Однако в 1880 году, когда онпринадлежал купцам Гайрабетовым, это здание ничем не выделялось среди других приземистых строений. Его преображение произошло на рубеже 19-20 веков, когда здание приобрел банкир и удачливыйпредприниматель Марк Яковлевич Искидаров. С помощью архитектора С.К. Ласканова М.Я. Искидаров полностью перестроил здание, в композиции которого были применены приемы, формы и декор, характерные для классицизма, модерна, барокко.
Большое влияние на архитектурное убранство фасадов оказал располагавшийся напротив Нахичеванский театр. Особняк стал украшением южной стороны Бульварной площади.
В 1920г. в национализированном здании разместилась первая на Юге России государственная художественная школа имени М.Врубеля. Ее организовала писательница Мариэтта Шагинян и ее сестра Магдалина. В этой школе преподавали М. Сарьян, Е. Лансере, местные художники Л.Федоров, С. Агаджанян, А. Ованесов, архитектор М.Григорьян. В школе занимались более 150 человек. Школа размещалась здесь до 1925 года.    
В 1926 г.
 первый этаж здания заняла городскаябиблиотека имени А.С.Пушкина. на втором этаже находился пионерский клуб, а в дворовой пристройке в 1930-х годах разместился библиотечный техникум, преобразованный в последствии в культурно-просветительское училище. Первоначальныйвид особняка Искидарова сохранял до Великой Отечественной войны. В 40-е годы был поврежден фасад здания, затем, после окончания войны, заложены несколько наружных и внутренних проемов, а в 50-е годы разобран балкон-навес над главным входом. К счастью, в настоящее время здание бережно отреставрировано и служит музеем русско-армянской дружбы. К сожалению, не всем зданиям Бульварнойплощади выпала счастливая судьба быть тщательно отреставрированными и продолжать служить людям. К одному из таких зданий с неудачной судьбой мы сейчас с вами и направимся.
Остановка9. Особняк А.С. Сагирова.
Обратите внимание на здание перед вами.
В 1890-е годы этот особняк былпостроен по проекту Н.Н.Дурбаха для хлебопромышленника А.С. Сагирова. Особняк отличался благородством пропорций и гармонией всех его деталей. Целый ряд лепных классических и барочных элементов роднил здание с обликом театра на северной стороне площади. 
В 1906г. 
здание было продано А.Шелгуновой, а в 1913г. сдано в аренду кинопрокатчику В.А. Камерштейну. Особняк стал первымсинематографом Нахичевани. Его назвали «Эльдорадо» и показывали немое кино, сопровождаемое мелодиями, исполняемыми во время сеансов пианистом. Кинотеатр часто менял свое название, пока в 1924 году не стал называться «Спартаком». В послевоенные годы вид особняка сталбыстро меняться. Все последующие ремонты здания оказались неудачными. До сегодняшнего дня владельцы его не способствуют сохранению этого интересного архитектурно-исторического памятника старого города. Особняк, созданный талантом Н.Н. Дурбаха, стоит заброшенным, разрушающимся у нас на глазах. По соседству с ним находится другой особняк, считающийся наиболее сохранившимся строением на южной стороне Бульварной площади.
Остановка10. Особняк доктора Ф.С. Кечекьяна.
В 1895 году семья доктора Ф.С. Кечекьяна купила домовладение, проект строительства которого был одобрен городским архитектором Н.Н.Дурбахом.   Фасад особняка имел классическое ордерноепостроение, характерное для жилых зданий Нахичевани. В цокольном этаже доктор вел бесплатный прием бедных граждан. В верхнем этаже находились жилые помещения, главным из которых был зал, обращенный тремя окнами на площадь.
Здесь собиралась вся семья. Уют и ухоженность царили в доме повсюду, несмотря на довольно скромную обстановку. Федор Степанович Кечекьян, помимо врачебнойдеятельности, вел активную общественную деятельность. В 1913 году его избрали гласным городской думы. В конце 1900-х годов он входил в попечительский совет Екатерининской женской гимназии.
Умер Ф.С. Кечекьян в годы Гражданской войны.     
В 1923 году 
особняк был национализирован и в 1926 году передан детской библиотеке им. А.С.Пушкина. с тех пор здание не зналони одного основательного ремонта, кроме замены кровли в послевоенные годы. Свой внешний виж, свою художественную целостность дом сохранил до сегодняшнего дня.
По мнению архитектора и писателя Л.Ф.Волошиновой, особняк доктора Ф.С. Кечекьяна может служить «…точкой отсчета для реконструируемых сегодня других особняков
площади…».

Заключение
.
Облик Бульварной площади почти неизменился ни во время первой Мировой войны, ни во время революций 1917 года и гражданской войны. Зато изменилось название площади – она стала площадью Свободы. Менялись и названия и назначение  ее зданий: Екатерининская гимназия стала Первой Советской трудовой школой, Нахичеванский городской театр- Рабочим театром. В здании городских училищ разместился Северо-Кавказский краевой строительный техникум, в особняки М. Искидарова – художественная школа им.В.Врубеля, в здании бывшего магистрата – Краевой Армянский музей древностей и искусства. В 1928 г. произошло объединение городов Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону. Нахичевань-на-Дону стала Нахичеванским районом Ростова.
Однако уже в следующем, 1929 году, Нахичеванский район был переименован в Пролетарский.
   
Как пишет Л.Ф. Волошинова, трагическиеперемены на площади начались в середине 1930-х годов, когда были разрушены купола Собора Святого Григория. И если Вторая мировая война почти не затронула центр Нахичевани, то в послевоенные годы облик площади продолжал  изменяться. Были уничтожены балюстрады, объединяющие торцы учебных зданий и театр в единый архитектурный комплекс. В 1966 году, несмотря на протесты общественности, был взорван нижний ярус главного храма, а на его месте позже было построено безликое здание дворца культуры завода «Красный Аксай» (ныне Дворец народного творчества). По южной стороне площади были построенытиповые пятиэтажки, а в начале 80-х годов выстроили десятиэтажное здание УВД в юго-западном ее углу. В последние десятилетия площадь Свободы(бывшая Бульварная площадь) переживала и радостные события. В 1989 году закончилась реставрация Нахичеванского театра. Были сохранены и реставрированы фасад, убранство зала, фоей, вестибюля, кулуаров. В результате здание осталось архитектурным и историческим памятником общероссийского значения. 
В 1999 году
 рядом с театром был установлен памятникархиепископу Иосифу Аргутинскому (скульптор Д.Р. Бегалов, архитектор С.И. Бегалова). Он представляет собой поясной скульптурный портрет на высоком пьедестале, установленный на ступенчатом подиуме.     Наконец, в 2011 году за зданиемНахичеванского театра был построен храм армянской Апостольской церкви Сурб Арутюн, освященный Католикосом Гарегином Вторым 29 мая 2011 года. Храм построен в традиционном для армянских культовых сооружений стиле, отделан розовым туфом, доставленным из Армении и может вместить до 300 прихожан.
Нахичевань продолжает жить и развиваться,его жители хранят память о прошлом и надеются, что рано или поздно в Ростове появится памятный знак в честь города Нахичевани, будет восстановлен Нахичеванский район и воздвигнут на прежнем месте памятник Екатерине Второй – основательнице Нахичевани-на-Дону. Ведь писал же А.С. Пушкин : «Культура каждого народа определяется тем, как он относится к своему прошлому». Мы, ростовчане, можем гордиться своим прошлым и, конечно, стараться узнавать о нем все больше и больше.   
1.3. Список использованной литературы.
1. Багдыков Г.М. Краткая история Нахичевани-на-Дону. Ростов-на-Дону, «Книга», 2012.
2. Бибиков Ю.А. Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События. Пролетарский район. Ростов-на-Дону, «Папирус плюс», 2009.
3. Волошинова Л.Ф. Бульварная площадь. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2001.
4. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону, «Малыш»,2002.
5. МалхасянА.Г. Страницы истории анийских, крымских и донских армян. Ростов-на-Дону,2010.