В игре участвуют от 2 до 4 команд по 6 человек в каждой. Команду сопровождает ведущий, в обязанности которого входит помощь команде и наблюдение за выполнением правил игры. В случае нарушения правил игрына помощь приглашаются учителя или воспитатели (в зависимости от того, где проводится игра – в школе или в лагере). Каждая команда получает свой маршрутный лист, который находится у сопровождающего команду ведущего, и начинает игру с определенного этапа.
Конкурсы – спортивные и познавательные по тематике ОБЖ в зависимости от возраста участников.
Каждый конкурс проводится магистром игры, который после правильного выполнения командой задания отдает капитану ключ. После прохождения командами всех этапов игры команды во главе с капитанами строятся перед Верховными магистрами Форта, у которых хранятся конверты с заданиями для определения пароля для входа в Сокровищницу Форта. У каждой команды свой пароль. Первым выбирает конверт капитан команды, набравшей больше всего ключей, далее по убывающей. Конверты вскрываются одновременно по сигналу Верховного магистра, на обсуждение задания дается от 3 до 5 минут. Первой также отвечает команда, набравшая больше всего ключей. Команда, назвавшая неверный пароль, выбывает из игры, право ответа переходит к следующей команде (по убывающему числу ключей). Капитан команды, верно определивший пароль входа в Сокровищницу Форта, должен за определенное время (5 минут плюс 1 минута форы на всякие непредвиденные помехи), добежать до Сокровищницы, найти Кубок с монетами – «баярдиками» и вернуться. Если капитан не находит Кубок, то его команда получает по 1000 «баярдиков» на каждого члена команды, а право входа в Сокровищницу получает следующая команда, верно определившая пароль входа. Монета номиналом в 1 копейку равна 1000 «баярдиков», далее – по номиналу. Сумма «баярдиков» делится поровну на всех членов команды.
Содержание вопросов и конкурсов варьируется в зависимости от возраста игроков.
Вариант вопросов и конкурсов для 5 – 6 классов прилагается.
Конкурсы и вопросы к игре «Форт Баярд»
1. Полет на метле: в проходе расставлены кегли, участник проходит между ними и запоминает их расположение. Магистр игры завязывает участнику глаза, затем игрок должен пройти между кеглями, оседлав метлу, и задеть при этом как можно меньше кеглей. Ключ выдается, если участник уложился в 2 минуты и задел не больше 2 кеглей.
2. Лабиринт: на веревке, протянутой между столбиками, привязаны мячи. Допустимо 1 касание. Игрок должен пройти между раскачивающимися мячами, не задев их.
3. Внимание: На столе в определенном порядке расположены цветные карандаши. Игрок смотрит на них в течение 15 секунд, затем магистр игры закрывает их тканью или листом бумаги (непрозрачным). Задача игрока – расположить второй точно такой же комплект карандашей в таком же порядке. Максимальное время – 2 минуты.
4. Канат: за 45 секунд влезть по канату, достать ключ, закрепленный на определенной высоте, и спуститься.
5. Хоккей с мячом: обвести мяч клюшкой вокруг кеглей, стоящих в ряд,за 1 минуту. Допускается касание мячом 1 кегли.
6. Любое упражнение с обручем, скакалкой, мячом. Ключ выдается за верное выполнение задания.
7. Вопросы «старца Фура»:
1. Вы смотрите ТВ, вдруг изображение пропало, слышно гудение, чувствуется запах гари. Ваши действия.
2. В квартире начался пожар. Ваши действия.
3. В вашу квартиру звонит незнакомец. Ваши действия.
4. Вы открываете дверь в свою квартиру, а там незнакомец. Ваши действия.
5. В вашей квартире сильный запах газа. Ваши действия.
6. Вы заблудились в лесу. Ваши действия.
7. Вы встретились с агрессивной собакой. Ваши действия.
8. Вы решили искупаться в незнакомом водоеме. Ваши меры предосторожности.
9. Вам надо пересечь водоем по льду. Ваши действия.
10.К вам на улице подошел незнакомец и пригласил пойти с ним под благовидным предлогом. Ваши действия.
1. Полет на метле: в проходе расставлены кегли, участник проходит между ними и запоминает их расположение. Магистр игры завязывает участнику глаза, затем игрок должен пройти между кеглями, оседлав метлу, и задеть при этом как можно меньше кеглей. Ключ выдается, если участник уложился в 2 минуты и задел не больше 2 кеглей.
2. Лабиринт: на веревке, протянутой между столбиками, привязаны мячи. Допустимо 1 касание. Игрок должен пройти между раскачивающимися мячами, не задев их.
3. Внимание: На столе в определенном порядке расположены цветные карандаши. Игрок смотрит на них в течение 15 секунд, затем магистр игры закрывает их тканью или листом бумаги (непрозрачным). Задача игрока – расположить второй точно такой же комплект карандашей в таком же порядке. Максимальное время – 2 минуты.
4. Канат: за 45 секунд влезть по канату, достать ключ, закрепленный на определенной высоте, и спуститься.
5. Хоккей с мячом: обвести мяч клюшкой вокруг кеглей, стоящих в ряд,за 1 минуту. Допускается касание мячом 1 кегли.
6. Любое упражнение с обручем, скакалкой, мячом. Ключ выдается за верное выполнение задания.
7. Вопросы «старца Фура»:
1. Вы смотрите ТВ, вдруг изображение пропало, слышно гудение, чувствуется запах гари. Ваши действия.
2. В квартире начался пожар. Ваши действия.
3. В вашу квартиру звонит незнакомец. Ваши действия.
4. Вы открываете дверь в свою квартиру, а там незнакомец. Ваши действия.
5. В вашей квартире сильный запах газа. Ваши действия.
6. Вы заблудились в лесу. Ваши действия.
7. Вы встретились с агрессивной собакой. Ваши действия.
8. Вы решили искупаться в незнакомом водоеме. Ваши меры предосторожности.
9. Вам надо пересечь водоем по льду. Ваши действия.
10.К вам на улице подошел незнакомец и пригласил пойти с ним под благовидным предлогом. Ваши действия.
Ключи к паролям и пароли на вход в сокровищницу Форта.
1. Ключи: компас, звезда, приметы, стороны света. ПАРОЛЬ: ориентирование.
2. Ключи: опасность, телефон, помощь, 911. ПАРОЛЬ: служба спасения.
3. Ключи: ранение, ушиб, лекарство, перевязка. ПАРОЛЬ: медицинская помощь (медицина).
4. Ключи: награда, День Победы, воинский долг, присяга. ПАРОЛЬ: защита (защитник) Родины.
1. Ключи: компас, звезда, приметы, стороны света. ПАРОЛЬ: ориентирование.
2. Ключи: опасность, телефон, помощь, 911. ПАРОЛЬ: служба спасения.
3. Ключи: ранение, ушиб, лекарство, перевязка. ПАРОЛЬ: медицинская помощь (медицина).
4. Ключи: награда, День Победы, воинский долг, присяга. ПАРОЛЬ: защита (защитник) Родины.