Цель: Знакомство с многообразием способов оформления и украшения текстиля в технике ручной росписи ткани и их применение в образовательном процессе.
Задачи: Знакомство с техникой и технологией узелкового батика. Повышение профессионального мастерства педагогов.
План проведения мастер-класса.
- Организационный период. Вступительное слово об использовании техники узелкового батика разными народами в украшении текстиля для дома и одежды. Историческая справка.
- Основная часть. Знакомство с техникой узелкового батика, материалами и инструментами, необходимыми для создания работ. Демонстрация творческих работ в различных техниках батика. Сравнение различных видов красителей и тканей. Индивидуальная работа по изготовлению набора салфеток для стола «Цветочная россыпь».
- Заключительная часть. Подведение итогов мастер-класса. Сравнение получившихся на ткани узоров.
Содержание беседы.
Узелковый батик можно считать одним из древнейших видов оформления ткани. Этому искусству более двух тысяч лет. Самая простая, дешевая ткань, расписанная в этой манере, становится великолепным одеянием.
В западной Африке ткань традиционно покрывают крупными ромбовидными узорами. Высота таких ромбов почти равна росту человека от плеча до ступней. Такой крупный орнамент красиво смотрится в складках одежды, которая представляет собой прямоугольное полотнище шириной в размах рук с прорезью для головы. Создать орнамент с помощью завязывания множества узелков несложно. И кроме ромбов появляются круги, полосы, волны.
В Индии, где узелковый батик называют «бандана», придумали дополнительный эффект для узелковых тканей. Поддевая ткань с помощью длинного острого ногтя на мизинце, мастерицы завязывают тысячи мельчайших узелков и создают сложные многоцветные орнаменты. Каждый узелок завязывают не отдельной, а общей нитью. Сделав ею несколько витков на приподнятом ногтем фрагменте ткани, ею же обматывают следующий приподнятый участок. После окрашивания и просушивания такую ткань не разглаживают, сохраняя эффект своеобразной гофрировки. Таким образом создаются ткани даже со сложным цветочным или огуречным рисунком.
В Японии узелковое крашение ткани известно под именем «тибари», в других странах, например в Малайзии,- «планги».
Маловероятно, что в наше время кто-нибудь посвятит свое свободное время завязыванию тысяч узелков. Поэтому мы остановимся на более простых способах окрашивания ткани. Для начала, чтобы освоиться с технологией и почувствовать взаимосвязь между способом складывания ткани и результатом, сделаем комплект салфеток для стола.
Перед тем как приступить к работе, обсудим некоторые закономерности смешивания красок. Синий и красный образуют фиолетовый цвет, если красный холодный, и коричневый (бурачный оттенок), если красный теплый. Красный и желтый дают оранжевый, красный и зеленый –коричневый. Желтый и синий превращаются в зеленый, желтый и зеленый – в желто-зеленый. Смешение зеленого и синего дадут все оттенки сине-зеленых цветов. Фиолетовый цвет станет холоднее при смешивании с синим, теплее - при смешивании с красным. С зеленым цветом фиолетовый образует темный, почти черный цвет.
Последовательность изготовления салфеток.
Материалы: белая х/б ткань (в данном случае бязь), красители для ткани, кисти беличьи №3,5, палитра, резиновые перчатки, прочная нитка, пипетка, ножницы.
Прежде чем приступить к окрашиванию ткани, ее необходимо выстирать, высушить и прогладить. Разрезаем ткань на квадраты 30/30 см (можно 20/20 или 40/40). Чтобы изготовить комплект салфеток, выберем определенную цветовую гамму, а ткань сложим по-разному. Рассмотрим наиболее интересные варианты создания узоров.
1. Чтобы получить рисунок в виде концентрических кругов, возьмем салфетку за центр и распределим свободно свисающие края равномерными складками. Другой рукой перехватываем салфетку посередине и крепко сжимаем. Наматываем несколько витков нити поблизости от центра салфетки, потом ниже, ближе к краям. Таким образом, ткань должна быть перевязана в 3 – 5 местах. Меняя ширину и количество обвязок, можно получить множество вариантов одного узора.
Ткань перед нанесением краски должна быть увлажнена (можно распылить воду на салфетку из пульверизатора), тогда красители будут лучше растекаться, образуя живописные подтеки.
Расписываем кистью каждый обвязанный участок, раздвигая складки и прокрашивая ткань внутри. Остерегайтесь излишне большого количества воды, т.к. в этом случае краситель может протекать за границы обвязки. На вершины складок наносим более темный тон краски из выбранной гаммы. Впоследствии этот прием образует интересные цветовые переходы.
2. Рассмотрим, как создать на салфетке узор из трех цветов. Мысленно определяем расположение цветов на ткани. Защепив ткань в том месте, где планируется центр цветка, завязываем нитку, несколько раз обмотав ее вокруг примерно на 1см вниз от вершины. Затем перевязываем ткань еще чуть ниже – это будут границы цветка. Аналогичным образом делаем еще два цветка. Обратим внимание на то, что расстояние между ними не должно быть большим, т.к. в этом случае композиция получится разваленной, центр будет пустым.
В данном случае используем три цвета: желтый, оранжевый, красный. Серединки расписываем ярко-красным цветом, сами цветы – желтым, а фон – красно-оранжевым. Не забываем нанести на вершины складок более яркий цвет, чтобы подчеркнуть живописные изгибы.
3. Распишем ткань диагональными полосами разного цвета, плавно переходящими один в другой. Складываем ткань гармошкой по диагонали и перевязываем в трех места ниткой, так как это было описано ранее. Начинаем роспись с желтого цвета, далее используем зеленый, затем голубой и синий. Внутри складок тоже не забываем наносить краситель, но небольшие участки белой не прокрашенной ткани все же могут оставаться, это придаст большую контрастность и выразительность. Вершины складок подчеркиваем ярким оттенком цвета.
Теперь все наши салфетки оставляем до полного высыхания, после чего разрезаем нитки и проглаживаем. Края нужно обметать. Анилиновые красители необходимо закрепить 2-х часовым запариванием, акриловые – просто прогладить утюгом. Рекомендуется ручная стирка в теплой воде без использования агрессивных порошков.
Список использованной литературы:
- С.К. Кожохина «Батик. Все о картинах на ткани», - М.: Ярославль: Академия холдинг, 2002г.
- «Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей», - М.: Астрель, 2007г.
- М. О. Синеглазова «Батик», - М.: МСП, 2004.
- Е.В. Масалова «Батик в интерьере», - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006г.