Научно – исследовательская работа по теме «Руки, которые стоят миллионы…»Работу выполнил ученик 9 «Б» класса Шафигуллин Артур Научный руководитель Шафигуллина Милеуша Агзамовна Нижнекамск 2015
Оглавление
Введение
Проблема
Цель
Задача
Основная часть
Богатая родословная композитора
Истоки таланта
Руки, которые стоят миллионы
Талант с детства
Расцвет карьеры
Душевные пристрастия
Спектакль «Руки Рахманинова»
Заключение.
Мой вывод
Литература
Введение
Культура – это «вторая природа» человека, созданная им самим. В каждую эпоху духовная культура нашей страны развивалась благодаря поэтам, музыкантам, композиторам, писателям… Сейчас далеко не каждый человек знаком с творчеством талантливейших и умнейших людей, вершивших нашу культуру. Один из таких людей – Сергей Васильевич Рахманинов. Знаменитый пианист, композитор и дирижер. 1 апреля 2013 года Сергею Васильевичу Рахманинову исполнилось 140 лет. И в честь этой юбилейной даты я решил в данной исследовательской работе изучить небольшую часть биографии знаменитого русского музыканта и композитора С.В. Рахманинова, а так же поделиться своими исследованиями с Вами.
Проблема: низкий уровень информированности о жизни и труде русского деятеля, музыканта и композитора С.В. Рахманинова.
Цель: расширить свои знания о жизни и деятельности С. В. Рахманинова.
Задача: изучить биографию С.В. Рахманинова в определенный период его жизни (а именно во время его жизни в России).
«Я на 85 процентов музыкант и лишь на 15 процентов – человек» С. В. Рахманинов
Богатая родословная композитора
Знаменитый русский композитор, дирижёр и талантливый пианист Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года вблизи Новгорода, в родительском имении с красивым названием Онег. Отец его – Василий Аркадьевич – принадлежит к старинному дворянскому роду, корни которого уходят вглубь, вплоть до XIV века. Он был отставным офицером гродненского гусарского полка. Мать – Любовь Петровна – была единственной дочерью генерала Петра Ивановича Бутакова и Софьи Александровны Бутаковой (Литвиновой). Всё детство самым близким человеком для Серёжи Рахманинова была бабушка – Бутакова Софья Александровна. Сдержанность в проявлении чувств, при большой сердечности и внимании к людям, любовь к размеренному, раз установленному укладу жизни, верность долгу – всё это станет весьма характерным для Сергея Васильевича, всё это унаследует он от своей любимой бабушки.
Истоки таланта
Рахманиновы славились своею музыкальностью: отец и дед композитора великолепно играли на фортепиано, мать была ученицей А. Рубинштейна. «Глубоки впечатления детства... Колокольный звон, суровые и нежные краски Волхова, дыхание истории... Потом всё это оживет в мелодиях композитора, в Мужественных ритмах, как бы возникших из русского эпоса.» Документальный фильм о С. В. Рахманинове «Руки, которые стоят миллионы» Сталь - в его руках, золото – в его сердце. И. ГофманТалант с детства. «…Он ещё совсем маленьким очень любил притаиться где-нибудь в уголочке и слушать игру», - так пишет двоюродная сестра композитора С. А. Сатина в воспоминаниях. С 1878 года Любовь Петровна стала систематически заниматься с ним на фортепиано. Живому, шаловливому мальчишке были скучны однообразные гаммы и упражнения, зато с большим интересом он подбирал по слуху всё, что слышал в исполнении взрослых, и однажды даже проаккомпанировал гувернантке своих сестер песню Шуберта «Жалоба девушки», не взяв при этом ни одной фальшивой ноты. Дедушек привлекали успехи маленького внука. В один из приездов в Онег Аркадий Александрович Рахманинов сыграл с мальчиком в четыре руки сонату Бетховена, а Петр Иванович Бутаков настоял на том, чтобы к Серёже была приглашена учительница из Петербургской консерватории: ею стала Анна Дмитриевна Орнатская, также отметившая исключительное дарование ребёнка. В последствии, девятилетнего Серёжу, у которого музыкальный талант проявлялся уже ярко, отдали в консерваторию. Он поступил в класс преподавателя Демьянского, на стипендию профессора Кросса, с условием, чтобы потом перейти к нему в ученики, когда будет достаточно подготовлен. Нелады в семье, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его ранняя самостоятельность плохо влияли на учение. Мальчик предпочитал пропускать классы, катаясь на коньках или просто шатаясь по городу. В 1885 году состоялась встреча юного музыканта с Зилоти, которая сильно повлияла на жизнь будущего композитора. Зилоти Александр Ильич (выдающийся русско-американский пианист, дирижёр и музыкально-общественный деятель) прибыл в Петербург со своими концертами, где уже жил и учился в консерватории Серёжа Рахманинов. Как потом рассказывал сам Зилоти, к нему в Петербурге обратилась мать Рахманинова с просьбой послушать игру на фортепиано её сына. Прежде чем исполнить её просьбу Александр Ильич спросил мнение директора консерватории относительно Рахманинова. Мнение было таково, что Серёжа – мальчик «способный» (только способный!), хотя и большой шалун. Ничего особенного в его даровании директор не усмотрел… В связи этим, Зилоти чуть не отказался от прослушивания, и только настойчивые просьбы матери заставили его прямо перед самым отъездом посетить Рахманиновых. Прослушав Серёжу, Зилоти предложил родным взять его немедленно с собой в Москву к Н.С. Звереву. Пробыв два года в фортепианном классе Зврева, Сергей перешёл на старшее отделение к профессору по классу фортепиано А.И. Зилоти. В 1889 году Сергей Васильевич стал посещать класс специальной теории для композиторов. Окончание этого класса открывало дорогу для композиторской деятельности. В год перехода Рахманинова на старшее отделение на экзамене в качестве почетного члена экзаменационной комиссии присутствовал П.И. Чайковский. По предложению комиссии Рахманинов сыграл несколько вещей в форме трехчастной песни. Песни эти так понравились, что к выставленному экзаменаторами высшему баллу «5 с плюсом» Чайковский добавил ещё три крестика, окружив, таким образом, пятерку со всех сторон плюсами. Перейдя на старшее отделение, Рахманинов пошёл по двум специальностям: фортепиано и специальная теория. В 1892 году Рахманинов окончил консерваторию с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». Через год, при горячем содействии П.И. Чайковского опера была поставлена на сцене императорского Большого театра. «Я думаю, что успех зависел не столько от достоинств оперы, сколько от отношения к ней Чайковского, которому она очень нравилась, — вспоминал Рахманинов. — Во время одной из репетиций Чайковский сказал мне: „Я только что закончил двухактную оперу „Иоланта“, которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться с Вашей оперой?“ Он так и сказал: „Вы не будете возражать?“ Ему было пятьдесят три года, он был знаменитый композитор, а я – новичок - двадцати лет!». С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. И он быстро показал свои незаурядные способности. Уже в те годы игра его отличалась яркостью, силой, богатством и полнотой звучания, блеском и остротой ритма, захватывающей и приковывающей внимание выразительностью и властно покорявшей волевой напряженностью.Признание Рахманинову как талантливому симфонисту впервые принесла оркестровая фантазия «Утес», написанная в 1893 году. В отзывах печати на первое исполнение фантазии отмечались поэтичность настроения, богатство и тонкость гармонии, яркость оркестровых красок. Несомненно, индивидуальный и притом обаятельный композиторский почерк Рахманинова чувствуется уже в первых юношеских опытах.
Расцвет карьеры
Неожиданная пауза наступила в 1897 году, после неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова — сочинения, в которое композитором было вложено много труда и душевной энергии, непонятого большинством музыкантов и почти единодушно осужденного на страницах печати, даже осмеянного некоторыми из критиков. Провал симфонии стал глубокой психической травмой для Рахманинова; по собственному, более позднему признанию, он «был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки». Три последующих года были годами почти полного творческого молчания, но одновременно и сосредоточенных размышлений, критической переоценки всего ранее сделанного. Результатом этой напряженной внутренней работы композитора над самим собой явился необычайно интенсивный и яркий творческий подъем в начале нового столетия. Расцвет карьеры пришелся на начало 20 века - Рахманинов постоянно концертировал в России и за ее пределами. На протяжении первых трех-четырех годов наступившего века Рахманиновым был создан ряд замечательных по своей глубокой поэтичности, свежести и непосредственности вдохновения произведений различных жанров, в которых богатство творческой фантазии и своеобразие авторского «почерка» соединяются с высоким законченным мастерством. Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. К числу наиболее популярных относятся — «Сирень», «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Ночь печальна», «Отрывок из Мюссе», «Я опять одинок». В 1899 году он совершил гастроли во Францию, которые сопровождались оглушительным успехом. В 1909 году выступал со своими произведениями в Соединенных Штатах Америки, где произошел интересный случай. Рахманинов всегда старался избегать фотографов. В своих бесконечных переездах из города в город они с Наталией Александровной даже ели в номере гостиницы, чтобы не стать в очередной раз мишенью журналистов. Но прибыв однажды в Миннеаполис рано утром, Сергей Васильевич и Наталия Александровна решили, что фотографы ещё спят, и вошли в кафе. Через несколько минут неизвестно откуда появившийся репортёр уже наводил на Рахманинова фотоаппарат. Рассердившись, Сергей Васильевич закрыл лицо руками. В тот же день в газете появился снимок с подписью: «Руки, которые стоят миллионы». Рахманинов смеялся и не мог не признать, что фотограф умно вышел из положения. Его выступления были блестящими, виртуозным было его исполнение, отличавшееся внутренней гармонией и законченностью. При этом творчество Рахманинова было необычайно певуче и мелодично. Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века. Но нельзя игнорировать и талант Сергея Васильевича как оперного и симфонического дирижёра, давшего своеобразное и многогранное толкование многих классических произведений, написанных до него. Впервые за дирижёрский пульт он встал в возрасте всего двадцати лет, - в 1893 году, в Киеве, как автор оперы «Алеко». В 1897 году началась его работа вторым дирижёром в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова, где Рахманинов приобрёл необходимую практику и опыт выступлений.Душевные пристрастия Сергей Васильевич говорил о себе, что он на 85 процентов музыкант и лишь на 15 процентов - человек. Но и этой «малой доли» оказалось достаточно, чтобы с фантазией художника, любовью умного и увлеченного человека отдаться земле, стремясь и здесь к совершенству. «В мыслях русских людей о земле есть какое-то стремление к покою, к любованию природой, среди которой он живет, и отчасти стремление к замкнутости, к одиночеству. Мне кажется, в каждом русском человеке есть что-то от отшельника. Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется», - признавался Рахманинов. И еще: «Я прилежно работал зимой; концертами «делал деньги», а потом большую часть их клал в землю, улучшал и управление, и живой инвентарь, и машины. У нас были и сноповязалки, и косилки, и сеялки, в большинстве случаев американского происхождения». Рахманинов собирался купить даже трактор и работать на нем сам. Близкому родственнику Рахманинов пишет: «На свое имение Ивановку я истратил почти все, что за свою жизнь заработал. Сейчас в Ивановке лежит около 120 тысяч». «Каждую свободную минуту, вырванную из своего расписанного дня, Рахманинов проводил в полях. Едва ли кто-либо из встречных, видя, как он с трудом вышагивает по вспаханной борозде за плугом, мог вообразить, что высокий фермер в сапогах для верховой езды, в просторной рабочей рубахе, с неизменной сигаретой в зубах - величайший музыкант своего времени. Он завидовал тем, кто мог больше посвящать времени сельским заботам... Каждый успех в посевной, удача в коневодстве наполняли его радостью». Унаследовав от отца любовь к лошадям, Сергей Васильевич в Ивановке много ездил верхом, тренировал необъезженных коней. Еще одна его страсть - автомобиль. В поездках он проводил долгие часы, не отдавая руля сидевшему рядом шоферу, - освобождался от музыкальных образов, которые постоянно преследовали его (сохранились и такие воспоминания). Он тогда уже был всемирно знаменит - композитор, пианист, дирижер. И шутил: «Хороший дирижер должен быть хорошим шофером. Обоим нужны одни и те же качества: сосредоточенность, непрерывное напряженное внимание, присутствие духа. Дирижеру остается лишь немного знать музыку... » Спектакль «Руки Рахманинова» Сергей Рахманинов был дирижером, пианистом и композитором. Все три эти его ипостаси связаны с руками. И оказывается, он не мог сочинять, пока не видел некоего образа на своих руках. Именно этот образ рождал его музыку, и лишь тогда он принимался ее записывать. О том, как это происходило, рассказывает спектакль. Главное действующее лицо — руки актера. «Руки Рахманинова» в театре «Тень», известного нестандартными и смелыми экспериментами, — спектакль более чем странный. В нем нет ни сюжета, ни текста, ни декораций; один-единственный актер плюс минимум бутафории. И еще — Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Музыка и руки — вот и все выразительные средства. Кисти и ладони прячут в себе осьминогов, собак, кроликов, пауков и ящериц, а также прибой, парящих чаек и меланхоличных рыб. В десяти пальцах разыгрываются драмы, трагедии и фарс: вот одинокий кораблик, врасплох застигнутый бурей, а вот уже и театрально ссорящаяся влюбленная парочка. Автор идеи Александр Борок и режиссер Анатолий Ледуховский, по их собственным словам, захотели показать, как музыка рождается в голове композитора. Зритель, еще в холле узнавший о столь грандиозном замысле, настраивается на серьезный лад. А действо оказывается ироничным и задорным. Таким же, каким был и сам Рахманинов, — перформанс предваряют кадры кинохроники: русский классик отплясывает гопак, щекочет детишек и строит им «козу».
Заключение
В феврале 1917 года в России произошла революция. Рахманинов воспринял ее с энтузиазмом, но положение в стране обострялось, обстановка не позволяла спокойно работать. В конце 1917 года, вскоре после октябрьской революции, Рахманинов с семьей уехал, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм. Он предполагал, что уезжает ненадолго, и захватил с собой лишь самое необходимое. В газетах сообщили: «С. В. Рахманинов на днях отправляется в концертное турне по Норвегии и Швеции. Турне продлится более двух месяцев». Оно растянулось на всю жизнь. Остаток жизни Сергей Васильевич прожил в Соединенных Штатах Америки. Но даже там он не переставал помогать стране в тяжелые годы. Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года в Беверли-Хилл, в Калифорнии, где у него был небольшой дом с крошечным садиком. Отпевание прошло в русской церкви на окраине Лос-Анджелеса. «Гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь, его можно было перевезти в Россию», — писала вдова, Н. А. Рахманинова. Временно гроб поместили в склеп при церкви, а потом перевезли в Нью-Йорк, где 1 июня на русском кладбище в Кенсико близ Нью-Йорка состоялись торжественные похороны.
Мой вывод
Изучая биографию великого русского композитора и пианиста С. В. Рахманинова, я узнал много интересных фактов из жизни этого знаменитого человека. Слушая его музыкальные шедевры, мне открылся совершенно новый, непознанный мир искусства, совершенно далекий от современного мира музыки.
Оглавление
Введение
Проблема
Цель
Задача
Основная часть
Богатая родословная композитора
Истоки таланта
Руки, которые стоят миллионы
Талант с детства
Расцвет карьеры
Душевные пристрастия
Спектакль «Руки Рахманинова»
Заключение.
Мой вывод
Литература
Введение
Культура – это «вторая природа» человека, созданная им самим. В каждую эпоху духовная культура нашей страны развивалась благодаря поэтам, музыкантам, композиторам, писателям… Сейчас далеко не каждый человек знаком с творчеством талантливейших и умнейших людей, вершивших нашу культуру. Один из таких людей – Сергей Васильевич Рахманинов. Знаменитый пианист, композитор и дирижер. 1 апреля 2013 года Сергею Васильевичу Рахманинову исполнилось 140 лет. И в честь этой юбилейной даты я решил в данной исследовательской работе изучить небольшую часть биографии знаменитого русского музыканта и композитора С.В. Рахманинова, а так же поделиться своими исследованиями с Вами.
Проблема: низкий уровень информированности о жизни и труде русского деятеля, музыканта и композитора С.В. Рахманинова.
Цель: расширить свои знания о жизни и деятельности С. В. Рахманинова.
Задача: изучить биографию С.В. Рахманинова в определенный период его жизни (а именно во время его жизни в России).
«Я на 85 процентов музыкант и лишь на 15 процентов – человек» С. В. Рахманинов
Богатая родословная композитора
Знаменитый русский композитор, дирижёр и талантливый пианист Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года вблизи Новгорода, в родительском имении с красивым названием Онег. Отец его – Василий Аркадьевич – принадлежит к старинному дворянскому роду, корни которого уходят вглубь, вплоть до XIV века. Он был отставным офицером гродненского гусарского полка. Мать – Любовь Петровна – была единственной дочерью генерала Петра Ивановича Бутакова и Софьи Александровны Бутаковой (Литвиновой). Всё детство самым близким человеком для Серёжи Рахманинова была бабушка – Бутакова Софья Александровна. Сдержанность в проявлении чувств, при большой сердечности и внимании к людям, любовь к размеренному, раз установленному укладу жизни, верность долгу – всё это станет весьма характерным для Сергея Васильевича, всё это унаследует он от своей любимой бабушки.
Истоки таланта
Рахманиновы славились своею музыкальностью: отец и дед композитора великолепно играли на фортепиано, мать была ученицей А. Рубинштейна. «Глубоки впечатления детства... Колокольный звон, суровые и нежные краски Волхова, дыхание истории... Потом всё это оживет в мелодиях композитора, в Мужественных ритмах, как бы возникших из русского эпоса.» Документальный фильм о С. В. Рахманинове «Руки, которые стоят миллионы» Сталь - в его руках, золото – в его сердце. И. ГофманТалант с детства. «…Он ещё совсем маленьким очень любил притаиться где-нибудь в уголочке и слушать игру», - так пишет двоюродная сестра композитора С. А. Сатина в воспоминаниях. С 1878 года Любовь Петровна стала систематически заниматься с ним на фортепиано. Живому, шаловливому мальчишке были скучны однообразные гаммы и упражнения, зато с большим интересом он подбирал по слуху всё, что слышал в исполнении взрослых, и однажды даже проаккомпанировал гувернантке своих сестер песню Шуберта «Жалоба девушки», не взяв при этом ни одной фальшивой ноты. Дедушек привлекали успехи маленького внука. В один из приездов в Онег Аркадий Александрович Рахманинов сыграл с мальчиком в четыре руки сонату Бетховена, а Петр Иванович Бутаков настоял на том, чтобы к Серёже была приглашена учительница из Петербургской консерватории: ею стала Анна Дмитриевна Орнатская, также отметившая исключительное дарование ребёнка. В последствии, девятилетнего Серёжу, у которого музыкальный талант проявлялся уже ярко, отдали в консерваторию. Он поступил в класс преподавателя Демьянского, на стипендию профессора Кросса, с условием, чтобы потом перейти к нему в ученики, когда будет достаточно подготовлен. Нелады в семье, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его ранняя самостоятельность плохо влияли на учение. Мальчик предпочитал пропускать классы, катаясь на коньках или просто шатаясь по городу. В 1885 году состоялась встреча юного музыканта с Зилоти, которая сильно повлияла на жизнь будущего композитора. Зилоти Александр Ильич (выдающийся русско-американский пианист, дирижёр и музыкально-общественный деятель) прибыл в Петербург со своими концертами, где уже жил и учился в консерватории Серёжа Рахманинов. Как потом рассказывал сам Зилоти, к нему в Петербурге обратилась мать Рахманинова с просьбой послушать игру на фортепиано её сына. Прежде чем исполнить её просьбу Александр Ильич спросил мнение директора консерватории относительно Рахманинова. Мнение было таково, что Серёжа – мальчик «способный» (только способный!), хотя и большой шалун. Ничего особенного в его даровании директор не усмотрел… В связи этим, Зилоти чуть не отказался от прослушивания, и только настойчивые просьбы матери заставили его прямо перед самым отъездом посетить Рахманиновых. Прослушав Серёжу, Зилоти предложил родным взять его немедленно с собой в Москву к Н.С. Звереву. Пробыв два года в фортепианном классе Зврева, Сергей перешёл на старшее отделение к профессору по классу фортепиано А.И. Зилоти. В 1889 году Сергей Васильевич стал посещать класс специальной теории для композиторов. Окончание этого класса открывало дорогу для композиторской деятельности. В год перехода Рахманинова на старшее отделение на экзамене в качестве почетного члена экзаменационной комиссии присутствовал П.И. Чайковский. По предложению комиссии Рахманинов сыграл несколько вещей в форме трехчастной песни. Песни эти так понравились, что к выставленному экзаменаторами высшему баллу «5 с плюсом» Чайковский добавил ещё три крестика, окружив, таким образом, пятерку со всех сторон плюсами. Перейдя на старшее отделение, Рахманинов пошёл по двум специальностям: фортепиано и специальная теория. В 1892 году Рахманинов окончил консерваторию с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». Через год, при горячем содействии П.И. Чайковского опера была поставлена на сцене императорского Большого театра. «Я думаю, что успех зависел не столько от достоинств оперы, сколько от отношения к ней Чайковского, которому она очень нравилась, — вспоминал Рахманинов. — Во время одной из репетиций Чайковский сказал мне: „Я только что закончил двухактную оперу „Иоланта“, которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться с Вашей оперой?“ Он так и сказал: „Вы не будете возражать?“ Ему было пятьдесят три года, он был знаменитый композитор, а я – новичок - двадцати лет!». С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. И он быстро показал свои незаурядные способности. Уже в те годы игра его отличалась яркостью, силой, богатством и полнотой звучания, блеском и остротой ритма, захватывающей и приковывающей внимание выразительностью и властно покорявшей волевой напряженностью.Признание Рахманинову как талантливому симфонисту впервые принесла оркестровая фантазия «Утес», написанная в 1893 году. В отзывах печати на первое исполнение фантазии отмечались поэтичность настроения, богатство и тонкость гармонии, яркость оркестровых красок. Несомненно, индивидуальный и притом обаятельный композиторский почерк Рахманинова чувствуется уже в первых юношеских опытах.
Расцвет карьеры
Неожиданная пауза наступила в 1897 году, после неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова — сочинения, в которое композитором было вложено много труда и душевной энергии, непонятого большинством музыкантов и почти единодушно осужденного на страницах печати, даже осмеянного некоторыми из критиков. Провал симфонии стал глубокой психической травмой для Рахманинова; по собственному, более позднему признанию, он «был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки». Три последующих года были годами почти полного творческого молчания, но одновременно и сосредоточенных размышлений, критической переоценки всего ранее сделанного. Результатом этой напряженной внутренней работы композитора над самим собой явился необычайно интенсивный и яркий творческий подъем в начале нового столетия. Расцвет карьеры пришелся на начало 20 века - Рахманинов постоянно концертировал в России и за ее пределами. На протяжении первых трех-четырех годов наступившего века Рахманиновым был создан ряд замечательных по своей глубокой поэтичности, свежести и непосредственности вдохновения произведений различных жанров, в которых богатство творческой фантазии и своеобразие авторского «почерка» соединяются с высоким законченным мастерством. Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. К числу наиболее популярных относятся — «Сирень», «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Ночь печальна», «Отрывок из Мюссе», «Я опять одинок». В 1899 году он совершил гастроли во Францию, которые сопровождались оглушительным успехом. В 1909 году выступал со своими произведениями в Соединенных Штатах Америки, где произошел интересный случай. Рахманинов всегда старался избегать фотографов. В своих бесконечных переездах из города в город они с Наталией Александровной даже ели в номере гостиницы, чтобы не стать в очередной раз мишенью журналистов. Но прибыв однажды в Миннеаполис рано утром, Сергей Васильевич и Наталия Александровна решили, что фотографы ещё спят, и вошли в кафе. Через несколько минут неизвестно откуда появившийся репортёр уже наводил на Рахманинова фотоаппарат. Рассердившись, Сергей Васильевич закрыл лицо руками. В тот же день в газете появился снимок с подписью: «Руки, которые стоят миллионы». Рахманинов смеялся и не мог не признать, что фотограф умно вышел из положения. Его выступления были блестящими, виртуозным было его исполнение, отличавшееся внутренней гармонией и законченностью. При этом творчество Рахманинова было необычайно певуче и мелодично. Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века. Но нельзя игнорировать и талант Сергея Васильевича как оперного и симфонического дирижёра, давшего своеобразное и многогранное толкование многих классических произведений, написанных до него. Впервые за дирижёрский пульт он встал в возрасте всего двадцати лет, - в 1893 году, в Киеве, как автор оперы «Алеко». В 1897 году началась его работа вторым дирижёром в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова, где Рахманинов приобрёл необходимую практику и опыт выступлений.Душевные пристрастия Сергей Васильевич говорил о себе, что он на 85 процентов музыкант и лишь на 15 процентов - человек. Но и этой «малой доли» оказалось достаточно, чтобы с фантазией художника, любовью умного и увлеченного человека отдаться земле, стремясь и здесь к совершенству. «В мыслях русских людей о земле есть какое-то стремление к покою, к любованию природой, среди которой он живет, и отчасти стремление к замкнутости, к одиночеству. Мне кажется, в каждом русском человеке есть что-то от отшельника. Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется», - признавался Рахманинов. И еще: «Я прилежно работал зимой; концертами «делал деньги», а потом большую часть их клал в землю, улучшал и управление, и живой инвентарь, и машины. У нас были и сноповязалки, и косилки, и сеялки, в большинстве случаев американского происхождения». Рахманинов собирался купить даже трактор и работать на нем сам. Близкому родственнику Рахманинов пишет: «На свое имение Ивановку я истратил почти все, что за свою жизнь заработал. Сейчас в Ивановке лежит около 120 тысяч». «Каждую свободную минуту, вырванную из своего расписанного дня, Рахманинов проводил в полях. Едва ли кто-либо из встречных, видя, как он с трудом вышагивает по вспаханной борозде за плугом, мог вообразить, что высокий фермер в сапогах для верховой езды, в просторной рабочей рубахе, с неизменной сигаретой в зубах - величайший музыкант своего времени. Он завидовал тем, кто мог больше посвящать времени сельским заботам... Каждый успех в посевной, удача в коневодстве наполняли его радостью». Унаследовав от отца любовь к лошадям, Сергей Васильевич в Ивановке много ездил верхом, тренировал необъезженных коней. Еще одна его страсть - автомобиль. В поездках он проводил долгие часы, не отдавая руля сидевшему рядом шоферу, - освобождался от музыкальных образов, которые постоянно преследовали его (сохранились и такие воспоминания). Он тогда уже был всемирно знаменит - композитор, пианист, дирижер. И шутил: «Хороший дирижер должен быть хорошим шофером. Обоим нужны одни и те же качества: сосредоточенность, непрерывное напряженное внимание, присутствие духа. Дирижеру остается лишь немного знать музыку... » Спектакль «Руки Рахманинова» Сергей Рахманинов был дирижером, пианистом и композитором. Все три эти его ипостаси связаны с руками. И оказывается, он не мог сочинять, пока не видел некоего образа на своих руках. Именно этот образ рождал его музыку, и лишь тогда он принимался ее записывать. О том, как это происходило, рассказывает спектакль. Главное действующее лицо — руки актера. «Руки Рахманинова» в театре «Тень», известного нестандартными и смелыми экспериментами, — спектакль более чем странный. В нем нет ни сюжета, ни текста, ни декораций; один-единственный актер плюс минимум бутафории. И еще — Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Музыка и руки — вот и все выразительные средства. Кисти и ладони прячут в себе осьминогов, собак, кроликов, пауков и ящериц, а также прибой, парящих чаек и меланхоличных рыб. В десяти пальцах разыгрываются драмы, трагедии и фарс: вот одинокий кораблик, врасплох застигнутый бурей, а вот уже и театрально ссорящаяся влюбленная парочка. Автор идеи Александр Борок и режиссер Анатолий Ледуховский, по их собственным словам, захотели показать, как музыка рождается в голове композитора. Зритель, еще в холле узнавший о столь грандиозном замысле, настраивается на серьезный лад. А действо оказывается ироничным и задорным. Таким же, каким был и сам Рахманинов, — перформанс предваряют кадры кинохроники: русский классик отплясывает гопак, щекочет детишек и строит им «козу».
Заключение
В феврале 1917 года в России произошла революция. Рахманинов воспринял ее с энтузиазмом, но положение в стране обострялось, обстановка не позволяла спокойно работать. В конце 1917 года, вскоре после октябрьской революции, Рахманинов с семьей уехал, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм. Он предполагал, что уезжает ненадолго, и захватил с собой лишь самое необходимое. В газетах сообщили: «С. В. Рахманинов на днях отправляется в концертное турне по Норвегии и Швеции. Турне продлится более двух месяцев». Оно растянулось на всю жизнь. Остаток жизни Сергей Васильевич прожил в Соединенных Штатах Америки. Но даже там он не переставал помогать стране в тяжелые годы. Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года в Беверли-Хилл, в Калифорнии, где у него был небольшой дом с крошечным садиком. Отпевание прошло в русской церкви на окраине Лос-Анджелеса. «Гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь, его можно было перевезти в Россию», — писала вдова, Н. А. Рахманинова. Временно гроб поместили в склеп при церкви, а потом перевезли в Нью-Йорк, где 1 июня на русском кладбище в Кенсико близ Нью-Йорка состоялись торжественные похороны.
Мой вывод
Изучая биографию великого русского композитора и пианиста С. В. Рахманинова, я узнал много интересных фактов из жизни этого знаменитого человека. Слушая его музыкальные шедевры, мне открылся совершенно новый, непознанный мир искусства, совершенно далекий от современного мира музыки.