Войти / Зарегистрироваться

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Получить свидетельство
Автор: Илюшин Тимофей Сергеевич

Временной ресурс
Предлагаемая ниже программа разработана на четырехлетний курс обучения, для учеников 5–8 классов школы им А. М. Горчакова. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.72 часа/год.
Пояснительная записка
Цель курса:
Воспитание творчески активной личности учащегося.
- Создание дополнительного стимула для школьников в гармоничном общем, социальном, психическом развитии путем включения в театральное творчество.
Ведущие идеи:
Театр – это, прежде всего, искусство общения и задача студии помочь детям в формировании раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом.
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Постановка миниатюр – способ реализации ведущих идей.
Задачи курса:
помощь ребенку в раскрытии творческого потенциала: умение замечать в окружающем мире интересные идеи и воплощать их, развитие ассоциативного мышления, умение видеть необычное в обычном и привычном.
получение знаний в области театрального искусства
укрепление физического и эмоционального здоровья
работа в команде
- развитие образного мышления
- работа в предлагаемых обстоятельствах
- работа над ролью
- развитие компетентностей:
- (коммуникативность, работа с текстом, публичное выступление)
- Голосоведение, дыхание, речь, дикция, интонация.
- Сценическое движение
Принципы отбора и организации учебного материала
Учебный материал распределен в разделы: «Актерское мастерство», «Речь», «Сценическое движение».
Основные понятия
- пьеса, сценарист, режиссер, действо;
- актер, «сверхзадача», «внутренний монолог», «кинолента видений», «сквозное действие», характер;
- художник-постановщик, бутафор, декоратор, гример, костюмер, монтировщик;
- звук, слово, монолог;
- ансамбль.
Ожидаемые результаты разделов программы
Раздел «Актерское мастерство»
Элементы актерского мастерства – прекрасный арсенал понятий, навыков и умений, способный оснастить к реальной жизни необходимыми свойствами и качествами характера человека любого возраста, тем более ребенка, помочь стать ему чутким, тонким. Тактичным, разумным, гибким, инициативным, деятельным – т.е. овладеть такими качествами характера, значение которых для жизни и служению нашему обществу и Отечеству трудно переоценить.
Ученики должны знать/уметь:
- основы техники безопасности при работе на сцене;
- использовать выразительные средства для создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);
- использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
- воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику через приемы сценического движения;
- анализировать свою работу и работу других обучающихся;
- работать над ролью под руководством преподавателя;
Раздел «Актерское мастерство» формирует и развивает следующие навыки и умения:
- владение основами актерского мастерства;
- владение средствами пластической выразительности;
- участие в репетиционной работе;
- навыки публичных выступлений;
- общение со зрительской аудиторией, партнёрами в условиях театрального представления;
- использование игровых и тренинговых упражнений для избавления от психологических проблем;
- навыки тренировки психофизического аппарата;
- культуру поведения на сцене.
Раздел «Сценическое движение»
Прекрасная возможность научиться слышать и понимать своё тело. Органично соединить элементы внешней и внутренней техники и добиваться яркого пластического решения, эмоциональной выразительности творческих результатов.
Ученики должны знать/уметь:
- необходимые знания в области физической культуры и техники безопасности при исполнении пластических заданий на сцене;
- знание технических приемов сценического движения, в том числе с использованием различных предметов для создания художественного образа;
- использовать элементы пластической техники при создании художественного образа;
- использовать технические приемы сценического движения, в том числе с использованием различных предметов для создания художественного образа;
- распределять движения во времени и пространстве;
- работать в ансамбле;
- владеть простой импровизацией на заданную тему;
- проявлять самостоятельность и активное включение в творческий процесс.
Раздел «Сценическое движение» формирует следующие умения и навыки:
- координация движений
- сценическая свобода (освобождение мышц)
- культура поведения на сцене
- движение под ритм
- движение со звуком
- развитие зрительной и мышечной памяти
- владение средствами пластической выразительности
Раздел «Речь»
Искусство художественного слова – посредник между литературой и человеком.
Обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.
Ученики должны знать/уметь:
- приемы дыхания, характерные для театрального исполнительства;
- строение артикуляционного аппарата;
- основные нормы литературного произношения текста;
- использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;
- работать с литературным текстом;
- устанавливать непосредственное общение со слушателями;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Раздел «Речь» предусматривает формирование и развитие следующих общеучебных навыков и умений:
- использование голосового аппарата, владение дыханием;
- владение выразительными средствами устной речи;
- навыков по тренировке артикуляционного аппарата;
- владение монологической и диалогической речью;
- умение перефразировать мысль.
Во время занятий ученикам будет предложен ряд тренингов, с помощью которых учащиеся будут развивать определенные навыки и умения. Учащиеся будут вовлечены в поэтапный процесс репетиций.
Ожидаемый результат работы проекта – сценическое действо.
Литература для миниатюр
Произведения, используемые для постановки миниатюр, изучаются на предмете литература.
Авторы произведений проживают (ли) в странах, которые посещают учащиеся по программе образовательных путешествий.
Исторические события, описываемые в произведениях греческих, английских поэтов, изучаются на предмете история.
Тексты для постановки миниатюр используются в предметах сценическая речь, сценическое движение, Речь, мастерство актёра, театральной академии СПБ.
 

Класс

Период

Текст

Кто

Интеграция

5

 

Скороговорки, пословицы поговорки русского народа

В миниатюре текст даётся учителем

Литература, Игры

 

Стихи – Д. Хармс

6

 

Лимирики – Э.Лир,

Стихи – С.Я. Маршак (на англ.яз)

В миниатюрах текст выбирается учащимися

 

Литература

Англ. язык

Путешествия

История

ИЗО

 

Мифы Древней Греции,

Басни – Эзоп

Батрахамиомахия

7

 

Английские баллады

В миниатюрах текст выбирается учащимися.

 

Литература

История

Англ. язык

Путешествия

ИЗО

 

«Алиса в..» – Л. Кэролл;

Корабль дураков – С. Брант

8

 

«Карманная школа», полусказки – Ф. Кривин;

«Чиполлино»,

«Приключения голубой стрелы» - Дж. Родари

Текст адаптируется и переводится учащимися.

 

Литература

История

Труд

Путешествия

МХК

ИЗО

 

Кукольный театр Петрушки

Формы проведения уроков
- Репетиции
- Видео-просмотры
- Импровизации
- Игры, тренинги
Критерии контроля
Так как программа является развивающей, то она не предполагает строгих критериев контроля по результатам образования. Полученные в процессе обучения навыки театрального искусства реализуются учениками непосредственно в творческой работе, то есть в таких мероприятиях, как спектакль, театрализованное представление, творческие отчеты-показы занятий, миниатюры, концерты.
Перечень основных и дополнительных источников информации:
учебники, учебные пособия.
- Поэтика. Аристотель.
- Проблема речевого жанра. М. М. Бахтин
- Действие в драме. С. В. Владимиров
- Драма и действие. Б. О. Костелянец.
- Свобода и зло. Б. О. Костелянец
- Основы сцен движения. И. Э Кох.
- Искусство актера и режиссера. К. С. Станиславский.
- Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра. В. Б. Соловьев.
- Музыка спектакля. Н. А. Таршис.
- О жанре. Г. А. Товстоногов
- Открытая педагогика. В. М. Фильштинский.
- …Все краски мира, кроме желтой. А. Чернова.
5 класс
Цели:
- сохранение здоровых психофизических качеств и тренировка психофизического аппарата юного актера при условии органичного игрового способа освоения материала;
- знакомство с предметом театр;
- построение фундамента для дальнейшего самостоятельного творчества;
6 класс
Цели:
- формирование творческого процесса в группе, паре, ансамбле;
- воспитание общих двигательных навыков: точности движения, правильного распределения мышечных усилий;
- тренировка воли;
- совершенствование координации движений;
- изучение понятия импровизация;
7 класс
Цели:
- освоение свободного существования в диалоге;
- изучение понятия импровизация;
- освоение понятий – роль, характер, монолог;
- освоение совместной работы над ролью (режиссер, актер);
- освоение ряда двигательных навыков – пластических заданий повышенной трудности.
8 класс
Цели:
- самостоятельное применение приобретённых навыков в работе над ролью;
- освоение таких понятий как – сценография, перевоплощение, импровизация;
- развитие мизансценического мышления и пластического мышления детей.
1. Личностные УУД
А.
Учащиеся делятся на пары. Паре даётся диалог из литературы (Н. В. Гоголь «Ревизор»). Пара разбирает поведение персонажей. Оценивает это поведение с точки зрения этических норм и принципов.
Б.
Учащимся даётся задание. Взять (воображаемую конфету), которую его попросили передать. Учащемуся очень хочется съесть эту конфету. Он съедает эту конфету. Фантик необходимо выбросить, а учащийся собирает фантики от конфет, и этого фантика в его коллекции нет. После выполнения задания учащемуся предлагается рассказать, что он чувствовал, о чём думал.
Упражнение: Учащиеся едут в метро. Сидят. На остановке входит старый человек, знакомая бабушки или мамы. Хочет сесть. Сидящие не должны уступать место. Задача сидящих обыграть своё поведение в этой ситуации. После выполнения задания учащимся предлагается рассказать, что они чувствовали, о чём думали.
В.
Учащимся даётся карточка с текстом (стихотворением) и названием профессии (президент, врач, философ). Задача учащегося рассказать текст от лица человека этой профессии.
2. Регулятивные УУД
А.
Учащиеся ложатся на полу в центре зала, изображая болото (коряги, кусты). Один из учащихся стоит с одной стороны болота, должен пройти сквозь болото достигнув стула, который стоит на другой стороне болота. Изображающие коряги и кусты мешают идущему достигнуть цели. Они могут хватать идущего за ноги. Мешающие не могут передвигаться. Как только мешающий сдвинулся с места, он автоматически перестаёт мешать.
Б.
Учащимся раздаются три карточки (посуда, еда, еда). Каждая еда оценивается в 0.5 балла. Путём обмена учащийся должен приобрести необходимые карточки с едой, чтобы получилась 1. Учащимся выдаётся маршрутный лист. На листе изображён путь обмена данного учащегося.
Игра может носить другой характер. Учащийся должен собрать необходимые ингредиенты для блюда.
 

кружки

кружки

0.5 кружки

0.5 кружки

ложки

Ложки

0.5 ложки

0.5 ложки

Ножи

Ножи

0.5 ножа

0.5 ножа

Вилки

Вилки

0.5 вилки

0.5 вилки

Кастрюли

Кастрюли

0.5 кастрюли

0.5 кастрюли

Стаканы

Стаканы

0.5 стакана

0.5 стакана

Блюдца

Блюдца

0.5 блюдца

0.5 блюдца

Дуршлаг

Дуршлаг

0.5 дуршлага

0.5 дуршлага

Чай

Чай

0.5 чая

0.5 чая

Варенье

Варенье

0.5 варенья

0.5 варенья

Колбаса

Колбаса

0.5 колбасы

0.5 колбасы

Макароны

Макароны

0.5 макарон

0.5 макарон

Каша

Каша

0.5 каши

0.5 каши

Сок

сок

0.5 сока

0.5 сока

Мороженое

Мороженое

0.5 мороженого

0.5 мороженого

Пельмени

пельмени

0.5 пельменей

0.5 пельменей

3. Познавательные УУД
А.
Учащийся в течение минуты рассказывает рецепт приготовления блюда, подбрасывая с заданным ритмом мячик. Далее учащийся должен рассказать этот же рецепт за 30 секунд, за 10 секунд.
Б.
Учащиеся делятся на группы. Выбирается сказка (курочка ряба, колобок). Каждой группе выдаётся карточка с названием жанра (трагедия, комедия, детектив, боевик, ужасы, мюзикл). Группа должна придумать (10 минут) и показать сказку с учётом жанра.
В.
Учащиеся делятся на пары. Пара должна придумать (3 минуты) и провести презентацию предмета (не более 1 минуты). Один изображает предмет, другой проводит презентацию.
4. Коммуникативные УУД
А.
Учащиеся делятся на тройки. В тройке: один отходит в сторону. Двое прячут предмет. Далее оба учащихся одновременно говорят третьему, где спрятан предмет (один говорит правду, другой говорит не правду). Задача каждого добиться, чтобы третий пошёл в то место, где спрятан предмет, по его словам.
Б.
Учащиеся садятся в круг. Каждый придумывает название команды. Далее учащиеся делятся на пары. В паре, каждый по очереди объясняет своё название команды. Цель прийти к единому мнению. Далее пары объединяются в чётвёрки. Каждая пара объясняет своё название. Четвёрки объединяются в восьмёрки и т.д. Цель упражнения прийти к единому мнению.
 
Ссылки на источники
1. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» (от 12 марта 2012 года).
2. Примерная программа Министерства общего и профессионального образования РФ (С дополнениями и изменениями структуры).
3. Программа театральная культура под ред. Некрасовой Л.М.,
4. Программа сценическое движение под ред. Гребенкина А.В.,
5. Программа художественное движение под ред. Кулагиной И.Е.,
6. Моя жизнь в искусстве. Станиславский К.С.
7. Основы сценического движения. Кох И.Э.
8. О действенном анализе пьесы и роли. Кнебель М.И.
9. Открытая педагогика. Фильштинский В.М.
10. О жанре. Товстоногов Г.А.
11. Драма и действие. Костелянец Б.О.
 

Похожие публикации