Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Но почему-то очень хочется вернуться в него, захлебнуться детским восторгом. Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей и взрослых в единое волшебное целое. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр!
Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. Театр учит детей видеть прекрасное и доброе в жизни, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
«Театр – это мир, населенный куклами. Дети верят в то, что происходит на сцене, они воспринимают кукол живыми существами, с которыми можно поспорить, помочь положительному персонажу и прогнать злодея. Театр учит детей сопереживанию, активному участию, и это самое ценное. Взрослые тоже входят в мир детства и через кукол пытаются реализовать свои эмоции, переживания. Они по-другому воспринимают своих детей, заново открывая их.
Театр для детей – источник познания, способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом начинают общаться с другими детьми.. Театр – добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Здесь же просматривается момент самовоспитания, когда ребенок говорит себе: «Так я делать не буду»! Юный зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр – идеальная модель мира, где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом нужно и можно бороться.
Театр для детей – источник познания, способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом начинают общаться с другими детьми.. Театр – добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Здесь же просматривается момент самовоспитания, когда ребенок говорит себе: «Так я делать не буду»! Юный зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр – идеальная модель мира, где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом нужно и можно бороться.
На ранних этапах важно донести до ребенка как выглядит добро, и где прячется зло, под какими масками оно может скрываться. Дети учатся распознавать красивую куклу, в которую спрятался злодей. Они все очень остро чувствуют, слышат, видят. Этим определяется главная задача театра – вызвать отклик в детской душе, научить сопереживанию. Театр – большая эмоциональная школа.
Информация и эмоции, полученные в театре, расширяют кругозор детей, их эмоциональный диапазон, вызывает потребность рассказать о спектакле друзьям и родителям, поделиться радостью или переживаниями буквально со всеми. Это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. А если ребенок сам принимает участие в театральных постановках: дома, в садике, в школе, в театральной студии, то список драгоценных приобретений значительно удлиняется. Наряду с хорошо развитой речью и более широким, чем у сверстников, кругозором, тренируется память (заучивание текста), ребенок раскрепощается, становится коммуникабельнее. По сути ребенок находит свое место в мире, приобретает множество уникальных инструментов, чтобы заявить о себе в полный голос и стать счастливым.
Информация и эмоции, полученные в театре, расширяют кругозор детей, их эмоциональный диапазон, вызывает потребность рассказать о спектакле друзьям и родителям, поделиться радостью или переживаниями буквально со всеми. Это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. А если ребенок сам принимает участие в театральных постановках: дома, в садике, в школе, в театральной студии, то список драгоценных приобретений значительно удлиняется. Наряду с хорошо развитой речью и более широким, чем у сверстников, кругозором, тренируется память (заучивание текста), ребенок раскрепощается, становится коммуникабельнее. По сути ребенок находит свое место в мире, приобретает множество уникальных инструментов, чтобы заявить о себе в полный голос и стать счастливым.
Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе любого детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров (пальчиковый, теневой, куклы бибабо).
Интересная мысль принадлежит Борису Голдовскому (кандидат искусствоведения, театральный критик, руководитель музея театральных кукол имени С. В. Образцова), который писал: »Люди смотрят на кукол и видят в них отражения самих себя. И если меняются люди, то меняются куклы. Но, с другой стороны, люди – тоже отражение, в данном случае- отражение кукол. А значит, если меняются куклы, то изменяются и люди.»
Итак, куклы-маленькие «воспитатели», в действиях которых дети могут увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Причём, театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребёнка, у которого ещё много проблем(трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребёнку, а к кукле. Такое взаимодействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
Источники:»Кукляндия» М .Родина, А .Буренина; Отрывок из статьи Е. Османовой» Театр в жизни ребёнка»; «Сказка» МКДОУ №13