Войти / Зарегистрироваться

Рукодельное мастерство

Получить свидетельство
Автор: Бородкина Надежда Михайловна

Еще в далекой древности люди умели делать своими руками многие нужные им вещи: шили одежду, вышивали полотенца и скатерти, вязали кружева, плели из лозы и бересты корзины, миски, коробы, лепили из глины горшки и кувшины, кружки и тарелки, забавные игрушки, вырезали из дерева ложки и смешные фигурки птиц, животных и лесовиков, украшали узорами предметы, сделанные из разных материалов.
Ручное изготовление разных изделий называлось ремеслом. Людей с такими умелыми руками называли умельцами и еще – ремесленниками.
Ремесло – это рукодельное мастерство. Ремеслу учиться нужно с самого детства. Бабушки и дедушки передавали секреты мастерства своим детям и внукам, которые потом становились взрослыми и тоже учили ремеслу уже своих детей и внуков.
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к рукодельному мастерству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творческую личность, развить способности, которые помогут ему стать творцом. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рукодельное мастерство является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творчества у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.  Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами ремесленной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Рукодельное мастерство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии в ремесле.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения рукодельного мастерства в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Традиционные техники рукоделия демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, разнообразные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Видеть красоту предметов ремесленного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
В ходе проделанной мной работы выявилось, что рукодельное мастерство является одним из наиболее любимых занятий детей. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность к различным видам ремесла. Дети знакомятся с изготовлением глиняных изделий, создают декоративные пластины, подарки – сувениры, кулоны и броши, забавных животных. Для изделий из соломы, учатся собирать соломины с разными оттенками желтого цвета и подготовить ее к работе. Из полученного материала совершенствуются в создании соломенных скульптур, объемного панно и полотно, бус и браслетов, ковриков для кукол. Заготовка и изготовление поделок из природного материала (листьев, кореньев, спилов, шишек), изготовление мягкой игрушки, папье-маше, сувениров из солёного теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.  Углубляются знания по конструированию и моделированию, развивают эстетический вкус. У детей формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются профессиональные навыки, что способствует подготовке к пред профильному обучению.
На занятиях дети знакомятся с народными промыслами, что способствует развитию духовной культуры детей.
Такое многообразие видов деятельности позволяет максимально раскрыть творческие способности детей, создать для каждого ситуацию успеха. Если у ребенка что-то не получается с одним видом деятельности он знает, что на следующем занятии его ждет новое дело, возможно, более интересное и результативное.
Каждый из видов деятельности – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть разные образы. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира, историю предков через ненавязчивое привлечение к процессу. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Разнообразие способов рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами. В процессе творчества, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Успешность занятий по рукодельному мастерству приводит к тому, что дошкольники самостоятельно изготавливают подарки и сувениры близким; активно организуют тематические выставки, участвуют в праздниках школы.
С ознакомлением секретов мастерства наших далеких бабушек и дедушек предлагаю познакомиться с материалами таких занятий.
«В гостях у мастера – гончара»
Давным – давно прежде чем изготовить разнообразные глиняные изделия, люди долго – долго искали глину. Место, где ее наконец находили, называли глинище. Из глинища глину копали и приносили домой. Ее хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной, как тесто для пирогов.
Из готовой глины начинали лепить. А лепили из нее разные полезные вещи – миски, горлачи, кувшины, горшки, кружки, красивые плитки, детские игрушки и еще многое другое.
А знаете, как лепили? Маленькие посудинки да игрушки выжимали из кусочков глины. Большую посуду из маленького кусочка не сделаешь, и ее склеивали из глиняных колец – накладывали одно на другое, еще одно на другое и хорошо примазывали, чтобы они не развалились. Чтобы было удобнее, пользовались деревянной подставкой, или ручным кругом. Он надевался на колышек, вбитый посреди небольшой скамеечки, и круг можно было поворачивать в разные стороны. Предмет, который лепили, стоял на круге и тоже поворачивался, и его можно было видеть со всех сторон.
А уже позже начали лепить на настоящем быстроходном гончарном круге. Его раскручивали ногами, а руками в это время лепили на нем какую – нибудь посуду.
Вылепленные изделия сушили несколько дней, а потом обжигали в домашних печках или в специальных гончарных печах.
После обжига все изделия становились крепкими, не размокали в воде, как простая глина. Обожженные изделия назывались керамикой. Затем керамические изделия раскрашивали.
Глина была разная, и после обжига получались предметы разного цвета: красные, коричневые, белые, черные. Красивые узоры делали изделия нарядными и привлекательными.
А когда изделия были совсем уже готовы, их расставляли на лавках и завалинках по всему селу. Собирались взрослые и дети, рассматривали их, а потом пели песни, плясали. Играли в разные веселые игры.
Если вы захотите научиться лепить игрушки, подарки – сувениры и разные другие красивые вещи, тогда давайте познакомимся с большими и маленькими секретами гончарного мастерства.
Приготовьте материалы, без которых вам никак нельзя будет обойтись:
- дощечку, на которой вы будете лепить;
- палочки – стеки разной формы;
- колпачки и пустые стержни от авторучек, чтобы было чем украшать изделия;
- влажные тряпочки и небольшие кусочки мешковины;
- и, конечно, мягкую глину, которая может быть разных цветов: серой, белой или красной.
«Декоративные пластины»
Эти красивые пластинки – плитки можно сделать из глины или цветного пластилина. Они могут быть разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной или овальной, а еще такой какую вы сами придумаете. И рисунок на пластинках тоже может быть разным.
Процесс изготовления:
  1. Сначала надо вырезать из белой бумаги нужную вам форму (круг, квадрат или др.).
  2. Нарисуйте простым карандашом на вырезанной форме какой – нибудь не сложный рисунок. Получился эскиз.
  3. Из комка глины круглой палочкой или игрушечной скалкой раскатайте лепешку такой толщины, как ваш палец.
  4. Чтобы глиняная лепешка не прилипла к дощечке и хорошо и хорошо на ней двигалась, подложите под лепешку небольшой кусочек бумаги.
  5. Наложите на глиняную лепешку ваш рисунок – эскиз и обрежьте вокруг него стекой лишнюю глину. Вот и готова основа вашей пластины.
  6. Перенесите с эскиза ваш рисунок на плитку. Сделать это можно по – разному :
  • пережать контур рисунка тонкой палочкой или пустым стержнем так, чтобы на плитке остался след;
  • смотреть на эскиз и палочкой нарисовать на своей пластине такой же рисунок.
  1. Контур рисунка готов, но это еще не все. Теперь надо выполнить изображение на пластине. Это же можно сделать по – разному:
  • вдавливать глину вокруг контура рисунка стекой или пальцем так, чтобы сам рисунок стал выпуклым;
  • вырезать стекой крупные части рисунка из раскатанной лепешки и составить из них изображение на пластине;
  • чтобы каждая часть была по эскизу нужной величины и формы, разрежьте бумажный эскиз на части и каждую часть его накладывайте отдельно на лепешку, из которой будете вырезать;
  • а еще можно накладывать на пластину части, вылепленные отдельно в виде колечек, шариков, ягод, цветов, фигурок птиц, бабочек и т.д.
  1. Чтобы части рисунка, выполненного на пластине из глины, хорошо держались и не рассыпались, их надо осторожно, не портя форму, примазать к основе стекой или концом пальца.
  2. Осталось сделать изображение нарядным: украсьте придуманным узором из кружочков, веточек и листьев, шариков и змеек, завитков и ягод предметы на вашей пластине, а пустые места вокруг них заполните маленькими точками, штришками, ямочками, выполненными стекой, обратной стороной пустого стержня или колпачком от шариковой ручки.
Ребята, перед тем как, вы начнете делать свои пластины – плитки, подымайте сначала, для чего они будут предназначены. Для подарка маме или папе, бабушке или дедушке, вашим друзьям или для украшения игрового уголка, своей комнаты. Ведь от этого будет зависеть содержание вашего эскиза. Например, маме можно подарить пластину с цветами или красивой бабочкой, а папе или дедушке – с изображением самолета или ракеты.
«Забавные игрушки. Дудочка – свистулька»
Хотите открыть магазин веселых игрушек? Тогда давайте вылепим их из глины и пластилина. Подумаем вместе, какие игрушки можно назвать забавными, как и где с ними можно играть. Какие из игрушек, представленных вам вы хотели бы сделать? Придумайте свою веселую игрушку, которой в книжке нет, представьте себе, какой она должна быть формы, сколько у неё будет частей.
У каждой забавной, веселой игрушки обязательно должна быть смешинка или веселинка. Придумайте для вашей игрушки такую смешинку веселинку.
Не забудьте, нужно сделать вашу игрушку красивой и нарядной. Вот теперь можно приступать к работе. Да – да, к работе, потому что сейчас мы с вами станем мастерами – игрушечниками.
  1. Раскатайте палочкой комок глины так, чтобы получилась прямоугольная пластина.
  2. Обверните пластину вокруг длинной палочки или карандаша, соедините стороны и пальцем или влажной маленькой тряпочкой загладьте шов, чтобы его не было видно.
  3. Осторожно снимите трубочку с палочки.
  4. Один конец трубочки сделайте пошире (пожмите пальцами его край и слегка растяните), а второй конец немножко срежьте деревянным ножом.
  5. Расправьте палочкой отверстия – дырочки в каждом конце трубочки, чтобы они не потеряли форму.
  6. Обратной стороной стержня или тонкой трубочкой сделайте возле тонкого конца трубочки – дудочки одну дырочку побольше, а потом отступите немножко и сделайте еще три дырочки поменьше на одинаковом расстоянии одна от другой.
  7. Украсьте дудочку по своему выбору.
  8. Вот и готова дудочка. Когда она высохнет попросите взрослых ее обжечь.
Литература:
  1. Гукасова А. М. Самостоятельная творческая деятельность дошкольников. М.: Педагогика, 2000.
  2. Горунович Л. Б. Декоративная деятельность дошкольников. Минск: Народная асвета, 2001.
  3. Казакова Т.Г. Изобразительное творчество в детском саду. М.: Педагогика, 2001.
  4. Казакова Т.Г. Художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 2002.
  5. Поломис Карел. Дети на отдыхе. М.: Культура и традиции, 2005.