Войти / Зарегистрироваться

Работа над педализацией на уроках фортепиано в младших классах

Получить свидетельство
Автор: Мендикова Наталья Александровна

Прежде чем исполнять с педалью пьесы, полезно рассказать ученику об ее устройстве и выразительных возможностях, обязательно иллюстрируя подходящими фрагментами. Ребенок слышит, насколько обогащается звучание рояля с педалью, и у него появляется желание самому играть на любимом инструменте непременно с педалью.
Следующий этап в работе над педалью –это постановка ноги. Вначале следует показать ребенку, в каком положении должна находиться нога на педали (большой палец правой ноги нажимает только на педальную лапку, а не на всю педаль и не на  самый ее край) и отрегулировать силу давления ноги на педаль (желательно, чтобы преподаватель своей рукой плавно нажал на стопу ребенка, после чего также плавно дал ноге подняться вверх).
При этом нужно обратить внимание на то, что нога должна нажимать на педаль спокойно, а не судорожно, а движение самой педали должно быть бесшумным. Шум во время педализации происходит либо тогда, когда исполнитель, вместо того, чтобы держать все время ногу на педали, снимает ее и затем грубо «хлопает» ею сверху по педальной лапке, либо когда он резко отпускает педаль. Преподавателю желательно сразу же изобразить «шумную» педаль с множеством наслоившихся обертонов, а затем обязательно показать аккуратную педализацию в том же самом музыкальном отрывке.
После того, как ученик привыкнет к положению ноги на педали, научится правильно ее нажимать, то можно смело приступать к педальным упражнениям.
Упражнения без использования клавиатуры
  1. «Тик – так» . Нога на лапке педали. «Тик» - нажимается педаль, «так» - при фиксированной пятке носок отводится вправо, отпуская всю ступню на пол, справа от правой педали. Затем нога возвращается на педаль в первоначальное положение и т. д.При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы прикосновение подошвы к педали и к полу было бесшумным. Цель упражнения – развитие подвижности стопы.
  2. «Солнце». При фиксированной пятке производятся круговые движения стопой вокруг педали. По часовой стрелке – «Солнце всходит» и против часовой «Заход солнца». Во время исполнения упражнения нужно стараться пятку не сдвигать с места. Цель упраднения – развитие подвижности стопы, освобождение мышц бедра.
  3.  «Дворники». При фиксированной пятке подошва прикасается к поверхности педали, затем (не нажимая педаль) производится скольжение по поверхности педали поочередно вправо и влево (имитация движения автомобильных стеклоочистительных щеток по стеклу). Цель упражнения -  научить ребенка ощущать ногой поверхность педали, опираться на пятку без лишнего давления от бедра, а так же помогает развивать подвижность щиколотки.
  4.    «Кузнечик». Нажимается педаль, нога фиксируется в этом положении. Затем быстро, но не резко меняется педаль и так несколько раз (имитация скачков кузнечика). Цель упражнения – подготовиться к запаздывающей смене педали, вос питание слухового контроля над бесшумной сменой педали.
Упражнения с использованием клавиатуры.
  1. «Хор» Извлекается полнозвучный аккорд и предлагается ребенку послушать его до момента затухания. Затем вновь воспроизводится точно также этот аккорд и подхватывается педалью. Путем такого сравнения становится особенно заметно, что педаль придает звучанию большую насыщенность и певучесть. Цель упражнения – знакомство с педалью, привыкание к одновременным движениям руки и ноги, при этом движения должны быть свободны.
  2. «Найди педаль».  Нога находится на педали. Слегка нажимается «лапка» педали (как бы на один «этаж») и, удерживая педаль в таком положении, берется любой звук в среднем регистре штрихом staccato. Если при этом звук останется, значит педаль «ответила», а если исчезнет, то нужно повторить все «этажем» ниже. И так до тех пор, пока на каком-либо «этаже» звук, извлеченный staccato, не останется на педали. Цель упражнения – знакомство с неполной педалью, воспитание ощущения глубины педали, приобретение умения 2дозировать нажатие педали.
  3. «Ловим кузнечика» . Нога делает те же самые движения, которые описаны в упражнении «Кузнечик». При этом руками играются кластеры на инструменте, имитируя движения при ловле кузнечиков. Во время взятия кластера педаль поднимается и снова опускается, имитируя скачки кузнечика. При выполнении упражнения необходимо ель упражнения – развитие координации движений при использовании запаздывающей педали.
  4. «Поющая педаль». Извлекается звук, нажимается педаль. Но теперь рука снимается, и звучание продлевается при помощи одной педали. Затем нажимается соседняя клавиша, одновременно с этим педаль поднимаетя. Затем вновь опускается, и оба звука связываются друг с другом. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы в момент слияния звуков педаль «подхватила» новый звук, не дав ему наслоиться на предыдущий. Цель упражнения – воспитание слухового контроля над чистотой звучания при использовании запаздывающей педали.
Фантазия педагога может подсказать несметное количество подобных упражнений для развития ловкости ноги при педализации. Это необходимо для того, чтобы ученик не думал, каким способом ему нажимать педаль. А делал это автоматически.
Педализация в пьесах
Приобретенные на педальных упражнениях навыки следует сразу же применять в исполняемых произведениях. Как правило, ученики впервые начинают применять педаль в пьесах спокойных, требующих медленного движения. Это позволяет обращать достаточно внимания не только на сам процесс пользования педалью, но и на качество звучания. Целесообразно выбирать пьесы, в которых педализация была бы не сложной и вместе с тем создавала, возможно, большие, чисто педальные эффекты.
Лучше на начальном этапе использовать произведения современных композиторов, так как их музыка разнообразна по стилям и жанрам, колористическим эффектам и доступна по содержанию.
С самых первых уроков необходимо воспитать у ученика резко отрицательное отношение  к «грязной» педали, и наоборот, побуждать с удовольствием слушать педальное звучание глубокого, чистого баса или широко распространенного красивого звучания. Педагоги знают, что особенно внимательно приходится следить за тем, чтобы ученик нажимал педальную лапку лишь услышав чистое звучание. А ученик в свою очередь должен знать, что  педалью всегда управляет только слух. Трудно переоценить значение правильной педализации. Одновременно ученик должен усвоить, что нельзя отказываться и от работы  без применения педали. Сказанное не означает, что учащийся обязательно должен проигрывать целиком произведение без педали, но те или иные разделы почти всегда следует поучить без педали.
Вообще, надо убеждать ученика, что педалью злоупотреблять нельзя. Как говорит М.Лонг: «Злоупотребление педалью вместе с отставанием одной руки от другой – самый отвратительный признак дилетантизма».
 
Список используемой литературы
 
1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано»
2. Голубовская Н. « О музыкальном исполнительстве»
3. Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано».
4. Чернявская В. «Употребление педали на раннем этапе обучения игре на фортепиано
5. Музыкальный энциклопедический словарь.
 



Похожие публикации