Войти / Зарегистрироваться

Занятие с элементами ТРИЗ и педагогический системы НФТМ-ТРИЗ по предмету «Развитие речи» для дошкольников на тему «Путешествие на морское дно»

Получить свидетельство
Автор: Горячева Екатерина Алексеевна

Мы вступили в стремительно меняющийся мир. Возникла новая проблема для педагогики: как научить детей жить в динамичном, стремительно развивающимся мире. Одно из актуальных задач современного образования – воспитание и развитие творческой личности обучающихся, которая умеет быстро ориентироваться, нестандартно мыслить, принимать решения, творчески фантазировать. Система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач (далее – НФТМ-ТРИЗ) М. М. Зиновкиной, являясь инструментом для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения, ставит перед собой цель – это воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное – формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности [2]. В статье представлен конспект креативного и творческого занятия для детей дошкольного возраста по предмету «Развитие речи». Мышление, воображение и речь в реальном процессе развития ребенка неразделимы. Педагог может судить об уровне развития мышления, воображения и речи по речевому продукту, который создает ребенок [3].
С использованием педагогической системы М. М. Зиновкиной разработаны следующие блоки занятия [4]:
Блок 1. Мотивация, «Встреча с чудом». Направлен на формирование интереса и любознательности с помощью сюрпризного момента (появление из черного ящика ёмкости с водой, с морскими обитателями на дне и стаканом), способного вызвать удивление, настрой положительной психологической обстановки, создание мотивации для дальнейшего выполнения заданий (пройти по карте и найти сокровища).
Блок 2. Содержательная часть. Содержит в себе знакомствос животным миром морей и океанов через интерактивную энциклопедию с трёхмерными красочными изображениями и звуком, развивая воображение, мышление, внимание и активизацию словаря обучающихся [1].
Блок 3. Психологическая разгрузка. Направлена на создание позитивного дальнейшего настроения, смены деятельности, на сенсорное развитие и мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения с помощью кварцевого разноцветного песка и спокойной классической музыки, а также на активизацию воображения и фантазии.
Блок 4. Головоломка. Направлена на реализацию изобретательской идеи для побуждения интереса к изучаемому материалу при помощи счётных палочек и карточек с изображением морских обитателей.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Включает в себя подвижную игру «Море волнуется – раз», во время которой дети получают не только удовольствие, но и развивают физическую активность, фантазию, память и внимание, а также речь, проговаривая слова и правила игры. Во время игры дети придумывают морские фигуры, движения и жесты. Игра требует от детей внимательности и концентрации.
Блок 6. Содержательная часть. Состоит из развития креативного мышления и воображения детей с помощью дорисовки разных незаконченных форм (отпечатки пальцев, отдельных элементов, геометрических фигур).
Блок 7. Компьютерная игра «Пузырьки воздуха». Это наглядный переход от реальных объектов в визуальные, а также постановка проблемы, формирование сопереживания дошкольников, развитие ассоциативного мышления и развитие речи.
Блок 8. Резюме. Подведение итогов, получение и открывание сокровищницы, высказывания и мнения о занятии, обратная связь с педагогом, рассуждение на тему «Моя мечта».
 
Конспект занятия с элементами ТРИЗ и педагогический системы НФТМ-ТРИЗ на тему «Путешествие на морское дно».
 
Цель занятия – расширение знаний обучающихся о морских обитателях, раскрывая возможности образного мышления и визуализации, нестандартного мышления и развитие творческих способностей.
Необходимое оборудование: поднос с синей водой, стакан, ракушка, картинки морских обитателей, интерактивная энциклопедия, счетные палочки на каждого, листы с заданиями, мелки, цветные карандаши, фломастеры, интерактивная копилка, ноутбук, проектор, интерактивный стол с песком.
Блок 1. Мотивация, «Встреча с чудом».
Педагог ставит перед детьми чёрный ящик и предлагает отгадать, что внутри. После предположений детей, педагог предлагает подсказку и достаёт ракушку. «Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие! Мы будем искать сокровища! А где они находятся, вы сейчас догадаетесь сами» (предположения детей). Если вы не догадались, то вот вам подсказка-это ракушка. Правильно, наша сокровищница находится на морском дне. Нам необходимо найти клад. Для этого нам понадобится карта (рис. 1).
 
 
 
Рис. 1. Структурная схема занятия
 
Мы будем перемещаться по островам, на каждом из которых нас ждут интересные игры и задания.
Если мы пройдём по всей карте, то отыщем сокровища. Вы готовы? Вам интересно? Давайте же посмотрим, что внутри чёрного ящика.» Педагог достаёт заранее приготовленный макет моря: прозрачный поднос, наполненный тёмно-синей водой, на дне подноса приклеены картинки морских обитателей. С помощью стакана, опустив его, педагог и обучающиеся наблюдают, кто обитает на морском дне. «Ребята, наше путешествие будет заключаться не только в поиске сокровищ, но мы сможем познакомиться со многими морскими животными. С помощью этого стакана, мы посмотрим, кто же обитает на глубине.» (рассматриваются как известные детям морские обитатели, такие как морской ёж, акула, дельфин и т. д., так и малоизвестные- морской паук, голубой дракон, нетопырь короткокрылый) (рис. 2).
 
 
 
Рис. 2. Макет моря
 
Блок 2. Содержательная часть. Педагог рассказывает обучающимся о морских обитателях, демонстрируя интерактивную энциклопедию с яркими картинками и звуковыми эффектами. «Как вы думаете, откуда лучше всего узнать информацию о морских обитателях? Правильно, книга-лучший источник информации! Ну у меня для вас не просто обычная книга, а волшебная! Давайте её откроем и послушаем мой рассказ о тайнах моря (рис. 3).
 
 
Рис. 3. Вариант трёхмерного изображения кораллового рифа
 
На странице 1 вы видите синюю акулу. Что вы знаете про акул? Она – опасный хищник. Она вынуждена постоянно двигаться в поисках добычи, поэтому она никогда не спит, иначе она утонет. У неё острые зубы и острое обоняние, она может почувствовать каплю крови за много километров.
На странице 2 вы можете услышать, как общаются и издают звуки дельфины. Этот вид называется афалины. Дельфины очень умные животные. Они-млекопитающие и кормят своих детёнышей молоком. Охотятся в основном на мелких рыб и предпочитают далеко не уплывать из своих вод. Как и люди, афалины дышат легкими. Отличие лишь в том, что воздух они захватывают дыхалом, а не носом.
На странице 3 вы видите зелёную морскую черепаху. Она только на суше такая медлительная и передвигается с трудом, а в воде она очень даже проворная. У морской черепахи отличные навыки навигации: она отлично помнит, в каких водах родилась и сможет найти место своего рождения если вдруг окажется даже на 1000 километров от дома.
На странице 4 давайте послушаем звуки косатки – ещё одного опасного морского хищника. Живут косатки сплочёнными группами и охотятся очень организованно на других крупных морских обитателей: акул, дельфинов, моржей, тюленей. Косатки, как и дельфины, млекопитающие животные. Пока остальные косатки охотятся, мать с малышом находится неподалёку. Их ещё называют китами-убийцами, но на человека касатка не охотится.
На странице 5 красивейший коралловый риф! Давайте рассмотрим его. На что он похож по вашему мнению? Он похож на красивую, яркую изгородь. Риф образован миллионами крошечных существ – коралловых полипов, каждый из которых живёт в своей известковой чашечке. Это маленькие морские организмы. Коралловые рифы могут образовывать целые острова и быть причиной крушения кораблей, так как они очень острые.
Вам понравилась такая замечательная книга?»
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Педагог предлагает детям на индивидуальных подносах с разноцветным кварцевым песком либо (если есть такая возможность) на интерактивном столе с песком и подсветкой нарисовать необычного морского обитателя. «Дети, моря и океаны учёными мало изучены. До сих пор люди не знают обо всех существах, которые обитают глубоко вод водой. Давайте представим, кто же может скрываться от нас. Создайте своего необычного морского обитателя и дайте ему название». Дети под спокойную мелодию придумывают и рисуют свои фантазии, педагог поочерёдно подходит и спрашивает, при необходимости советует и подсказывает (рис. 4).
 
 
Рис.4. Вариант организации работы с песком
 
Блок 4. Головоломка.
Педагог предлагает сложить из счётных палочек любого морского обитателя.
«Ребята, какие вы молодцы! Ваши морские обитатели меня поразили! А теперь давайте вернёмся к уже изученным животным. Перед вами лежат палочки и карточки. По моему сигналу, вы перевернете карточки, посмотрите, какой морской обитатель вам попался и попробуете сложить его из этих палочек. Вперёд!». Пример варианта исполнения представлены на рисунке 5.
 
 
 
Рис. 5. Вариант выполнения задания
 
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Так как для дошкольников важно не перегружаться и менять смену деятельности, педагог предлагает поиграть в подвижную игру «Море волнуется - раз». Обучающиеся под веселую мелодию встают в круг, назначается водящий, который будет показывать фигуру любого морского обитателя, дети должны повторить её и отгадать, кто загадан. «Ребята, мы немножко засиделись! Давайте поиграем в весёлую игру! Вставайте в круг, сначала я буду водящей. Мы произнесём фразу:
 Море волнуется – раз,
 Море волнуется – два,
 Море волнуется – три,
 Кто я? Быстрей повтори!
Отгадайте, кого я изобразила? (акулу). Акула какая? (опасная, кровожадная, зубастая и т. д). Продолжаем играть.
Блок 6. Содержательная часть.
Педагог раздает детям листы с заданием (рис. 6).
 
 
Рис. 6. Творческое задание «Закончи рисунок»
 
«Ребята, а сейчас у нас минутка творчества. Вы все получили рисунки, но они не закончены. Ваша задача – пофантазировать и превратить этот незаконченный рисунок в красивую картину морского дна. Вы видите, здесь есть отпечатки пальцев или недорисованные элементы. Превратите их во что-нибудь интересное! Вперёд! У вас всё получится!».
Блок 7. Компьютерная игра.
Педагог предлагает детям поиграть в ассоциации. На экране появляется рыбка. Педагог спрашивает детей, дышат ли рыбы под водой и как они это делают. Предлагает помочь 6 рыбкам дышать, то есть дорисовать им пузырьки воздуха. Сделать это можно, выполнив задание «Назови, с чем у тебя ассоциируется это слово».
«Ребята, а вы знаете, дышат ли рыбы под водой? Как они это делают? Что у меня в руке? (голубой либо прозрачный мяч). С чем он у вас ассоциируется? (предположения детей могут различаться). А еще этот мяч похож на пузырёк с воздухом. Давайте мы с ним поиграем. Я буду называть слово, а вы должны подумать, с чем у вас ассоциируется это слово и назвать свой ответ, передавав этот мяч по кругу. Например, рыба у меня ассоциируется со словами - еда, вода, плавники, хвост, рыбалка, жабры. За каждый ваш ответ у рыбок будет появляться пузырёк с воздухом. Поможем бедным рыбкам!» (рис. 7).
 
 
Рис. 7. Слайд презентации компьютерной игры после выполнения задания
 
Варианты загаданных слов:
1. Море (ассоциации: отдых, купание, шторм, корабль, соль, чайки)
2. Акула (ассоциации: страх, плавник, опасность, мясо, глубина, хищник)
3. Дельфин (ассоциации: добро, ум, резвость, выступление, дружба, спасение)
4. Ракушка (пляж, песок, моллюск, жемчужина, солнце, ухо, звук, вода)
5. Медуза (ассоциации: щупальца, прозрачность, ожог, ток, дно, вода)
Блок 8. Резюме.
Педагог открывает сундучок с призами для детей. Проводит рефлексию, с помощью интерактивной копилки предлагает детям рассказать о своих впечатлениях о занятии и опустить монетки в копилку.
«Вы такие молодцы! Все задания выполнены! Давайте откроем сокровищницу, вы заслужили награду! А теперь вы поделитесь своими впечатлениями. У нас в сундучке есть монетки. Давайте каждый возьмёт по одной и расскажет своё мнение. Что больше понравилось? Что было трудным? Чему новому вы научились? Что нового узнали? Хотелось бы вам еще больше изучить данную тему? Здорово! А теперь расскажите, о чем вы мечтаете? Спасибо большое за такое увлекательное путешествие! До новых встреч!».
 
Ссылки на источники
  1. Живая книга океанов // Азбукварик Групп, Континент-Пресс (Белфакс). - 2011 – 12 c.
  2. Зиновкина, М. М. НФТМ – ТРИЗ. Креативное образование XXI века (Теория и практика) / М.М. Зиновкина. Монография – М: МГИУ, 2007. – 306 с.
  3. Лелюх, С. В. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. / С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. -240 с.
  4. Утёмов, В. В., Зиновкина, М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // В.В. Утёмов, Зиновкина М.М. - Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
 

Похожие публикации