Войти / Зарегистрироваться

Использование ТРИЗ на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Получить свидетельство
Автор: Ишкова Мария Александровна

Одной из важных задач учителя является развитие творческого мышления, которое позволяет учащимся логически рассуждать, фантазировать, высказывать свою точку зрения, делать выводы, приводить доказательства. Ребенок с возрастом все увереннее может решать проблемы в разных областях своей учебной и внеурочной деятельности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческих заданий различного рода и позволяют оценить результат творческой деятельности. К 7 годам у ребенка развивается общая способность к творчеству, не связанная с определенной областью деятельности. Задача учителя – на основе общей креативности развивать способность ребенка к творчеству в конкретной учебной деятельности.
Творчество – это создание нового на основе системного анализа. Любой креативный урок должен вызывать удивление и интерес. Задача учителя научить детей видеть в простых вещах интересные идеи, уметь фантазировать и развивать этот удивительный мир творчества. В 1987 году мне вместе с группой единомышленников посчастливилось познакомиться с народным художником России, действительным членом РАО, лауреатом Государственных премий – Борисом Михайловичем Неменским. Удивительная программа, которая была им предложена, отличалась именно своей креативностью. Это был принципиально новый учебный курс изобразительного искусства для общеобразовательных школ, который, к сожалению, не все школы решались внедрять. Нам в те годы приходилось доказывать, как захватывающе интересно на уроках детям! В 70-е годы была начата эта большая экспериментальная работа, постепенно втянувшая в себя не только художников, ученых, но и учителей искусства. Энтузиазм учителей, подхвативших идеи программы по всей стране, убеждает в правильности пути. Одна из основных идей программы – это простор их личному творчеству, а для детей – «свобода в системе ограничений» [1]. Вот уже 27 лет я посвятила этой программе, которая позволяет идти в ногу со временем. Работа с детьми не дает возможности расслабиться, нельзя сегодня делать как вчера. Наша задача – зафиксировать в сознании ребенка, что все окружающее человека – работа художника и, в первую очередь, самого великого творца – природы. Художественная деятельность может стать профессией, а может и не стать, но, когда мы, например, украшаем комнату, рисуем открытку другу, создаем букет, мы уже занимаемся творчеством. Самое главное – научить видеть, понимать, чувствовать и любить красоту. Огромное внимание в программе уделяется воспитанию доброты, любви, уважения друг к другу, к старшему поколению, к своей стране.
Дети, пришедшие в школу сегодня, далеко не те, что были 10–15 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее, самоувереннее и практичнее. Несомненно, для проведения занятий с такими детьми необходимо использовать активные, продуктивные, побуждающие к творчеству методы.
В начальной школе учитель ставит перед собой и реализует ряд задач:
- помочь детям различить реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
- инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла;
- учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;
- передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение к действительности;
- передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
- способствовать соотнесению замыслов и действий ребенка, сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы;
- поощрять их стремление использовать разные материалы и техники при создании образов.
Анализ инновационных технологий, новых методик и концепций ведет нас к развитию заложенных природой творческих способностей детей. Высокую степень развития способностей – называют талантом.
Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую – либо деятельность.
На уроках изобразительного искусства большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка, а именно самостоятельной деятельности во время практической работы. Любой результат работы поощряется учителем, по мере необходимости вносятся коррективы, даются советы, рекомендации, но ни в коем случае не навязывается свое мнение в выполнении задания.
Особое место в практической работе учащихся на уроке изобразительного искусства уделяется творческому мышлению.
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Можно говорить о различных качествах творческого мышления в системе этапов творчества [2]:
- первый этап – чувство новизны, необычности, чуткости к противоречиям, критичность, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю борьбу, информационный голод («жажда познания»).
- второй этап – интуиция, остроумие, вдохновение, смелость, творческое воображение, чувство красоты, оригинальность (нестандартность) мышления, способность открывать аналогии, эмоциональная возбудимость в творческой ситуации;
- третий этап – самокритичность, упорство в доведении дела до конца, способность пользоваться различными способами доказательства, обоснования результатов творчества, достаточная широта и глубина знаний, опыта и умений для воплощения нового в духовные и материальные формы.
В начальной школе трудно учить моделированию как методу исследования, но дети с удовольствием занимаются моделированием как творчеством. Модели должны быть по возможности простыми, но включающими самые важные части оригинала, самые важные функции и самые важные связи, внутрисистемные и внешние. Три вида художественной деятельности представлены в программе изобразительного искусства в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Перед тем как в первом классе познакомиться с третьим разделом программы «Знакомство с Мастером Постройки», мы с детьми идем на экскурсию в центр города. Цель урока-экскурсии «Мой город» – развитие внимания, наблюдательности, чувства меры. Учащиеся встречаются с пространственными построениями, мимо которых проходили много раз, не обращая внимания на оригинальность, значимость, красоту зданий. С помощью учителя ребенок получает новые знания в области архитектуры и градостроительства, знакомится с ландшафтной архитектурой. Особое внимание во время таких учебных прогулок уделяется архитектуре детских площадок и их дизайнерскому оформлению. Дети смотрят на знакомое им место игр с «профессиональной» точки зрения, задумываются о вложенном в проект труде взрослых и по-другому, более бережно, относятся к муниципальной собственности, чувствуют себя хозяевами города. Важно, что они не только по-новому воспринимают знакомое пространство, но и учатся общаться во время обсуждения своих маленьких открытий, выражать свою точку зрения и прислушиваться к чужому мнению.
Мастер Постройки – это Мастер создания образа предметного мира. Видеть и понимать конструктивную основу всякого предмета – важнейшее качество мышления, и вырабатывается оно не сразу. С точки зрения системного подхода, все домики виртуального города – это взаимосвязанные друг с другом объекты. Во время практической работы на тему «Город детства», где детям было предложено «построить» свои домики из цветной бумаги для города, они сами придумали названия улиц. Городские улицы сразу же подняли детское настроение, и результат работы порадовал всех уже в конце урока. Среди улиц были такие названия как: Фруктовая, Ягодная, улица Сладостей, Грибная, улица Игрушек и другие.
 Рис. 1                                       Рис. 2
 
Рис. 3
Домики, связанные в улицы, функционирующие для общих целей, стали элементами системы. Город получился замечательный. Самое приятное было видеть радость в детских глазках. Они почувствовали себя чуть взрослее: кто-то в роли строителя, кто-то в роли архитектора. Детям, конечно, не известно было, что учитель применил на предыдущем уроке интеллектуальные инструменты ТРИЗ для развития творческого системного мышления учащихся, да им и не надо было этого знать. Они запомнили, что все строения имеют фундамент (корни и обувь), стены (туловище) с глазками, крышу (зонтик). Так учащиеся получают первые представления о композиции, взаимоотношении ее частей, форме и пространственном построении произведения. Домики получились очень разными у всех, но интересными. В процессе решения поставленной учителем творческой задачи детское нерасчлененное мышление постепенно становится многоаспектным, целостным, учитывающим влияния и связи частей системного мышления.
Ученики 2 класса решают более сложную проблему. При знакомстве с конструктивной художественной деятельностью им надо построить новый микрорайон в нашем городе, который дети назвали «Микрорайон РАДОСТИ». В мастерской юного архитектора белая бумага и ножницы. Строим многоэтажные здания. Выполняя задание из бумаги одного цвета, применяя одну и ту же систему, дети уже не могут «строить» одинаково: не получается, не хотят. Наблюдая за детьми, замечаешь, что они и не смотрят на работу соседа. Некогда. Каждому хочется проявить себя в творческой работе. Игровой характер задания позволяет активно усваивать новые знания. Учащиеся выполнили самый простой макет объемного дома, но дома получились с балконами, а у кого–то и с открывающимися окнами. В результате творческой работы вырос целый микрорайон, белоснежный, светлый, радостный. Домой ребята шли, держа в руке многоэтажный дом, с желанием «построить» много разных домов во время каникул и поиграть с друзьями в бумажном городе.
 
Рис. 4                                                 Рис. 5
  
Рис. 6
Под развитием мышления понимается «сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека с возрастом и обогащением жизненного опыта» [3, 4]. Для развития креативного мышления у детей на уроках часто используются методы групповой и коллективной деятельности. Такой вид практической работы популярен среди учителей и очень любим учащимися, особенно малышами. Ребенку нравится, когда его работа востребована, и он очень огорчается, если не найдет ее среди работ одноклассников на выставке. Оформлять выставку детских работ после каждого урока невозможно, поэтому я практикую в конце каждого урока показ – демонстрацию результата их труда.
Подобные креативные занятия многое дают маленьким фантазерам: развивают моторику рук и навыки работы с бумагой при выполнении плоских и объемных изображений, учат коллективным методам работы, развивают индивидуальные способности учащихся и их творческое мышление. Дети по-новому видят постройки, они удивляются их разнообразию, на своем уровне анализируют, подмечают множество деталей. Архитектура как «застывшая музыка» начинает звучать в детских сердцах. Дети с радостью открывают мир вокруг себя и пробуют свои силы в его преобразовании через творчество.
 
Ссылки на источники
  1. Неменский Б. М. Педагогика искусства Видеть, Ведать и Творить. Пособие для учителя. Раздел 2. Искусство и образование. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Утёмов В. В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. – URL: www.science-education.ru/99-4805.
  3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  4. Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – С. 51–57.
 

Похожие публикации