Начальная школа является исходным звеном образования человека и именно поэтому должна обеспечивать его полноценное психическое, интеллектуальное, нравственное и творческое развитие. Традиционно в этот период педагоги массовых школ уделяют большое внимание развитию навыков письма, чтения и формированию элементарных математических представлений и операций. Такой важный психический процесс как воображение зачастую оказывается не востребованным на уроках и угасает. Проблема усугубляется еще и тем, что лишь небольшой процент современных родителей приобщает детей к чтению, а именно при чтении художественной и познавательной литературы у ребенка создаются собственные образы героев, ситуаций, явлений. Читающий ребенок связывает данные образы между собой, отслеживает цепочку их превращений, выстраивает ситуации в определенную последовательность в уме, тем самым развивая мышление. Дети с наиболее яркой фантазией способны представлять себе моменты встречи с любимыми героями и преобразовывать сюжет книги. Подобное нельзя сказать о просмотре мультфильмов, когда ребенок получает готовый образ. В школе же процесс приобщения ребенка к чтению, как правило, носит формальный характер, когда педагогу требуется лишь оцифровать данный навык (посчитать количество слов за минуту) и не ставится задача выработать осмысленное чтение, которое содействовало бы развитию воображения ребенка, его способности представить образы, задаваемые словами или понятиями. На наш взгляд это одна из причин, приводящих к развитию функциональной неграмотности. Ряд исследователей отмечают, что более 20% выпускников столичных школ обладают функциональной неграмотностью, не понимают прочитанного текста [1]. Наше собственное исследование учащихся 4-х классов (выпускников начальной школы) показало более высокий процент функционально неграмотных детей – 34%. Это вызывает тревогу. Таким образом, одной из актуальных задач начальной школы является развитие воображения ребенка, а задача более высокого порядка – развитие творческого воображения и фантазирования, как основы решения нестандартных проблем.
Систематическое использование приемов и методов, развивающих гибкость и подвижность мышления, умения творчески подходить к проблемам, мыслить, самостоятельно делать выводы способствует успешному обучению детей, появлению ощущения удовольствия от обучения и устойчивой познавательной мотивации. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными понятиями, а построение новых образов невозможно без развития творческого воображения [2]. Наиболее ярко творческое воображение ребенка может проявиться при сочинении сказки. Каждый ребенок знаком со сказками с раннего дошкольного возраста и с удовольствием продолжает это знакомство в начальной школе. Сочинение сказки – это один из самых интересных, увлекательных и в то же время ресурсных видов творческой деятельности в начальной школе. Во время сотрудничества и сотворчества учащихся и учителя на уроке рождается не только творческий продукт, но развиваются коммуникативные навыки, воображение, память, мыслительные способности, обогащается речь, мотивация к обучению и чтению. Все это вносит огромный вклад в личностное развитие учащихся.
В настоящее время, ставя общую цель – творческое развитие учащихся начальной школы – мы разрабатываем дидактическую познавательную игру «Следопыты» для начальной школы (автор Абзалимова Р.Г.), длительность проведения игры 5 месяцев (январь-май). В основе игры лежит системно-деятельностный подход, проводятся мероприятия, занятия, которые проходят апробацию в средней школе № 159 г. Уфы. На подготовительном этапе ученики начальной школы получили задание во время зимних каникул прочитать следующие сказки: 1-ые классы – произведение Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»; 2-ые классы – В. Губарев «Королевство кривых зеркал», 3-и классы – О. Уайльд «Мальчик-звезда», 4-ые классы – А.С. Экзюпери «Маленький принц». После каникул состоялась литературная викторина между классами на знание и понимание содержания сказки. Соревнование проходило с применением интерактивной электронной системы «Votum». Были подготовлены красочные презентации с вопросами и вариантами ответов. Задачей учащихся было быстро и правильно выбрать ответ. После подведения итогов ребята получили следующее задание: придумать продолжение сказок. Для сочинения сказки был предоставлен срок один месяц. В этот период с ребятами были проведены уроки, на которых изучались приемы развития творческого воображения и фантазирования (РТВ и Ф). В первом классе было рассмотрено непосредственное задание, т.е. вместе с ребятами сочинялось продолжение заданной сказки. Со 2-ого по 4-ый класс проводятся тренинговые занятия по овладению приемами фантазирования, а затем самостоятельно учащиеся сочиняют свои собственные произведения и оформляют в виде книг на бумажных или электронных носителях. Итоги подводятся на школьном Конгрессе сказочников.
Проиллюстрируем возможность развития творческого воображения на уроках внеклассного чтения в 1-х классах. Приведенный ниже урок отредактирован с учетом концептуальных основ и дидактических принципов креативной педагогической системы НФТМ-ТРИЗ [3].
Цель внеклассного урока: развитие творческого воображения, обучение приемам фантазирования, приобщение к чтению учащихся начальной школы.
Для продолжения «Сказки о потерянном времени» был введен новый персонаж – Волшебник Времени [2], которого следовало нарисовать дома. Задание представляло собой задачу на разрешение противоречий и звучало так: «Нарисуйте Волшебника времени. Он веселый и грустный, строгий и добрый, большой и маленький, радужный и невидимый, серьезный и озорной».
Представим план занятия по развитию творческого воображения на материале сказок. Занятие состоит из двух уроков.
Урок 1:
- Мотивационный блок;
- Содержательный блок – I (сочинение сказки);
- Рефлексия
- Организационная часть (подготовка ко 2 уроку)
Урок 2:
- Содержательный блок –II (украшение текста метафорами);
- Рефлексия.
Примечание.
Блок «Психологической разгрузки» выделенный в системе НФТМ-ТРИЗ как отдельный компонент урока в нашем случае органично включается в урок, когда заметно, что необходима смена деятельности. Психологическая разгрузка проводится как динамическая пауза. Ребятам предлагается попрыгать как …какой-нибудь герой сказки, покачаться как волшебное дерево, театрализовано представить сказочную ситуацию, погримасничать, изобразить эмоцию или встречу героев, или послушать тишину. Показать это друг другу, что вызывает массу положительных впечатлений.
Блок «Головоломка». Данный блок представлен задачами, которые порождает в процессе сочинения сказки учитель. Задачи являются препятствием или противоречием, с которым неожиданно сталкиваются главные герои в стремлении к цели, тем самым стимулируются процессы воображения и мышления. Дети предлагают разные решения. Затем выбирается решение, которое понравилось всем. На этом этапе проявляется творчество самого учителя, его способность обнаруживать противоречия в ходе повествования и формулировать задачу.
Представим краткий сценарий Урока 1.
Мотивационный блок.
– Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необыкновенный урок, мы с вами будем сочинять сказку и познакомимся с Волшебником Времени. Давайте с вами покажем, как он выглядит.
Сюрпризы и презентации ребят.
– С какой радостью и любовью Вы представили свои рисунки и поэтому Волшебник Времени уже здесь. Он хоть и невидимый, но тоже приготовил Вам сюрприз, чтобы развеселить вас. Какие-то смешные слова. Давайте прочитаем их (слова представлены на интерактивной доске):
«Бить баклуши», что это такое?
«Валять дурака», как это надо делать?
«Неровен час», что длительность одного часа разная?
«Убить время», разве это возможно?
– Ребята, подумайте, что обозначают эти фразеологизмы и есть ли среди них обороты одинаковые по смыслу?
Ответы ребят.
– Как вы думаете, Волшебник времени понял по вашим ответам, что вы умеете ценить время? А что помогло ему понять это?
Содержательный блок.
– А теперь начнем сочинять сказку. Посмотрите на таблицу (таблица представлена на бумажном планшете большого формата, чтобы можно было вписывать сказочных героев). Нам с вами нужно ее заполнить сказочными персонажами и волшебными предметами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П. З. |
В. В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– П.З. – Петя Зубов, главный герой произведения «Сказка о потерянном времени», В.В. – Волшебник времени. В другие клеточки мы будем вписывать любых персонажей, которые сейчас придут нам в голову. Это могут быть сказочные герои, а могут быть ваши друзья одноклассники, вы – сами, выдуманные вами герои. И еще мы будем вписывать волшебные предметы в случайном порядке.
Ребята предлагают сказочных героев: Буратино (Бур), джина из лампы (Дж), Тома и Джерри, Чиполино (Чип), Дюймовочку (Дюйм), Белоснежку, Бабу Ягу и т.д. Из волшебных предметов: волшебную палочку, зеркальце, шапку-невидимку, ковер-самолет, яблочко на тарелочке, сапоги скороходы и т.д. Все персонажи и волшебные предметы располагаются в таблице случайным образом.
|
Ябл |
|
Дети |
Ш-Н |
|
|
Чип |
К-С |
Зол |
М-П |
|
Караб |
В/П |
П. З. |
В. В. |
Б-Я |
Дюйм |
|
Дж |
Зерк |
Бел |
Том |
Джерри |
|
|
В-Т |
С-ск |
Бур |
|
Далее ставим цель (конечный результат).
– Ребята, вы слышали такое выражение «сказка ложь, да в ней намек добру молодцу урок»? Что оно означает?
Ответ ребят, что в каждой сказке должен быть какой-то урок. Обсуждаем этот момент: что такое урок, как обычно заканчиваются сказки. Приходим к выводу, что в конце сказки что-то должно измениться в лучшую сторону. Положительные герои должны одержать победу или набраться мудрости, отрицательные – стать положительными. Выбираем объект, который нужно изменить. Например, это будут Том и Джерри, которые должны помириться и прекратить друг друга преследовать и задирать.
– Теперь мы с Вами знаем цель, к которой надо идти. Конечный результат нашей истории – примирение Тома и Джерри, они должны измениться, стать дружелюбнее друг к другу на все времена. Давайте это запишем, чтобы не забыть. А теперь мы рисуем произвольную фигуру в нашей таблице – линию, закорючку, восьмерку, зигзаг и начинаем по ней двигаться. Каждая фигура даст нам свой сюжет.
Таким образом, каждый ребенок в классе начинает сочинять по 1-2 предложения по очереди или по желанию, и мы движемся по нарисованной линии по шагам. Повороты сюжета бывают очень неожиданными, это вносит оживление или вызывает споры и сопротивление ребят. В спорных случаях, мы открываем информационную сказочную шкатулку, в которой хранится информация о сказочных персонажах и сказочных сюжетах. Например, что мы знаем о Белоснежке? Может ли она поступить нечестно? Если ответ отрицательный, тогда предлагаем другое альтернативное толкование ситуации. Для этого мы задаем преобразующие вопросы. Например, может ли данный объект (Белоснежка) поступать иначе? Может ли она немного измениться? Какого героя напоминает поведение Белоснежки в этом случае? После обсуждения дискутирующие стороны приходят к согласованию сказочного сюжета и поведению персонажа.
Рефлексия. Итогом работы является сказка в черновом варианте. После завершения один из учеников, пересказывает ее полностью заново, для того, чтобы сформировался целостный образ. Далее следует обсуждение работы класса и учителя.
– Ребята, как вы думаете, мы сочинили с вами интересную сказку? Будет ли она интересна другим детям? Почему? Понравилась ли вам наша коллективная работа? Что понравилось? Что хотелось бы улучшить?
– Какие мы использовали приемы, чтобы сочинить сказку?
Помогаем ребятам сформулировать ответы: мы пригласили Волшебника Времени; использовали таблицу сказочных героев, задали маршрут движения; выбрали объект, который должен измениться; определили конечную цель, ожидаемый результат; разрешали противоречия, которые возникали в ходе сочинения сказки; использовали информационную сказочную шкатулку; объединили разных сказочных персонажей с одной сказке, перемещались во времени и т.д.
– Ребята, мы творчески поработали. Похлопаем друг другу. Но это еще не конец работы, нам надо сказку украсить, чтобы помочь любому читателю увидеть прекрасные, необыкновенные, оригинальные образы. Мы с вами продолжим после перемены.
Организационная часть. Идеально, когда в процессе урока участвует тьютор, и на компьютере набирает текст сказки во время ее созидания. В течение перемены сказка распечатывается на принтере для каждого ребенка, а с началом урока еще и проецируется на интерактивную доску. После перерыва учитель и ученики имеют перед собой текст сочиненной сказки. Начинается следующий этап работы. Если школа оснащена неважно, и в классе нет компьютера с принтером и интерактивной доски, то целесообразно уроки разделить и провести их в разные дни, чтобы иметь время на подготовку и распечатывание сказки.
Содержательный блок – II.
– Ребята, когда мы дарим кому-нибудь подарок, мы его украшаем. Кладем в красивую коробку или пакет, повязываем банты. Давайте украсим нашу сказку, ведь она тоже как подарок, сделанный своими руками, только мы трудились не руками, а головой и сердцем.
Дети соглашаются.
Для «украшения» сказки используем алгоритм создания метафор [2]. Выбираем предложение из нашей сказки: «Петя Зубов услышал, как в траве что-то зашуршало». Из предложения выбираем объект: «трава». Начинаем задавать вопросы:
1) Что? трава;
2) Что делает? растет;
3) На что похоже? зеленый ковер, пушистое одеяло, махровое полотенце, изумрудное покрывало; травяной ковер, зеленое волнистое травяное море.
4) Где? В парке, в лесу, на лугу.
5) 4+3 = метафора.
Попробуем с ребятами проговорить, что у нас получается. Учтем, что в нашем предложении не указано конкретное место, т.е. пункт 4 можно опустить и сосредоточиться на п.3. «Петя Зубов услышал, как в изумрудной пушистой траве что-то зашуршало» или «Неожиданно зеленое травяное море всколыхнулось и Петя Зубов услышал шуршание». В предложении появились образы.
Используя данный алгоритм, дети совместно с учителем составляют метафоры, которые получаются достаточно красивыми: на небе светило солнце – высота поднебесная озарилась сиянием утреннего солнца; начался ливень – туча пролилась слезами. Сразу следует отметить, как показал наш опыт работы в первом классе, для многих ребят сложно адекватно ответить на вопросы алгоритма создания метафор, у некоторых получается несуразица, но в каждом классе находятся 5-6 человек с достаточно развитыми для своего возраста речью и воображением, на них и стоит опираться. Но уже во втором классе составление метафор вызывает массу положительных эмоций. Данное упражнение не только развивает творческое мышление ребят, но и эстетические чувства, способность воспринимать выразительные, образные аспекты речевого высказывания, способствует обогащению речи, стимулирует мышление ребят.
Рефлексия. Читаем готовый текст сказки. Делимся впечатлениями.
– Здесь получилось очень красиво.
– А здесь надо еще поработать.
– Ребята, вам понравилась наша сказка? Но кое-что мы еще не сделали. Надо придумать название. Красивое. Только давайте сразу договоримся, это не будет «Сказка о потерянном времени-2».
Дети предлагают варианты названия сказки. Выбирается тот, который понравился всем.
– Ребята, давайте прислушаемся к своему сердечку, что оно чувствует сейчас. Вам понравилась наша совместная работа, наше сотворчество? Чем мы с вами сегодня занимались? Творчеством. Когда создается что-то красивое и нужное, появляются приятные чувства радости и удовольствия. Кому сейчас радостно?
Далее по желанию ребята говорят о своих чувствах, кому и что понравилось.
– Наше занятие закончилось. Всем большое спасибо. Мне было приятно с вами творить, сочинять сказку.
Овладение приемами РТВ и Ф (развитие творческого воображения и фантазирования) позволяет каждому ребенку использовать их в индивидуальной творческой деятельности, развивать свои способности, раскрывать таланты, самореализовываться. Опыт проведения подобных занятий показал, что дети активно включаются в коллективную творческую деятельность, фантазируют, и что важно создают собственный творческий продукт в сотрудничестве с учителем. Можно спонтанно развивать творческое воображение ребенка, но можно и целенаправленно, используя приемы и алгоритмы систем ТРИЗ, НФТМ-ТРИЗ [3] и системы задач открытого типа [4], дать детям в руки мощный инструмент саморазвития. При творческом подходе учителя можно выстраивать уроки творчества, развивать воображение и формировать сильное мышление на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Такие формы работы гуманизируют образовательное пространство школы и благоприятно влияют на личностное развитие детей. Однако есть педагогическая проблема, которая называется человеческий фактор и выражается она в готовности учителя осваивать инновационные методы и формы работы с детьми. Но это уже другая тема.
Ссылки на источники:
- Смолин О.Н.. Образование живое и мертвое. Проблема законодательства. // Три ключа, выпуск № 15. –М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2012. – С.33-37.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3 изд. – Минск: ИВЦ Минфина 2007. – 112 с
- Зиновкина М.М.. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование XXI века. (Теория и практика) // Монография. – М: МГИУ, 2007. – 306 с.
- Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – 4 квартал 2011, ART 11-4-02. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618.